18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Болезни печени в тибетской медицине

Болезни печени в тибетской медицине

Тибетская медицина называет печень «Старшей Царицей», трактат «Чжуд-Ши», Тантра Объяснений. В организме человека этот орган выполняет около 300-сот функций, и участвует в различных видах обмена веществ. Регулирует работу желудка и селезенки, основная функция выработка желчи, и тем самым она принимает участие в пищеварении. От нормальной работы органа зависит, нормальное состояние сердечно-сосудистой системы, почек, мозга, гормональной и лимфатической систем.

Печень принимает участие в образовании холестерина, которая необходима для построения клеток головного мозга, половых гормонов, и др. Также в нем происходит накопление крови, которая затем поступает к сухожилиям и мышцам, и поддерживает способность их к растяжению и сокращению, поддерживается эластичность. При недостатке и нарушении распределения крови происходит стягивание сухожилий, и возникают судороги в конечностях.

Кроме всего этого, печень способна накапливать в себе важнейшие витамины (А, В, С, К) и микроэлементы. Известно что недостаток витамина А ведет к нарушению зрения, возникновению ороговения кожи и слизистой оболочки дыхательных путей. Витамины группы В важны в проведении нервных импульсов. Витамин К участвует в свертывании крови. Витами С известный нам всем как аскорбиновая кислота необходима для нормального течения процессов обмена в организме.

Тибетская медицина различает 18 болезней печени, которые также в свою очередь делятся на болезни «Жара» и «Холода».

Болезнь «жара» связано с усиленной работой (гиперфункцией) органа. В частности происходит увеличение выработки желчи, наступает ее застой в желчном пузыре и печени. Избыток желчи всасываясь в кровь разносится по всему организму, проникает в костную ткань, мышцы, суставы, волосы, кожу и вызывает их поражение. При приливе желчи к голове наблюдаются боли в висках, нарушение памяти, и снижение работоспособности. Повышенная выработка протромбина, повышает свертываемость крови и тем самым автоматически повышается риск тромбообразования.

Эндогенный шлак выброшенный печенью в кровь повышает возбудимость, и психическую нестабильность. На коже могут появиться пигментные пятна, папилломы, угри, родинки. «Жар» печени приводит в целом изменение пищеварения, возбуждение психики, нарушение менструального цикла, нарушению сна, появляется тревога, беспокойство и страхи. Происходит гиперемия кожи лица, ощущение жара в грудной клетке, колющие боли и чувство тяжести в правом подреберье. А также болезни печени и желчного пузыря приводят к желтизне кожных покровов, покраснение и пожелтение склеры глаз.

Возбужденная печень выбрасывает в кровь избыточное количество холестерина, которая откладывается на стенке сосудов и во внутренних органах, приводит к жировой инфильтрации печени, сердца и поджелудочной железы. Избыток холестерина приводит к образованию камней в желчном пузыре (желчнокаменная болезнь), развивается атеросклероз сосудов организма. Возможен артроз мелких суставов, особенно мелких суставов кистей рук и стоп.

В данных случаях назначают фитопрепараты, успокаивающие, очищающие печень и кровь. Также в народной медицине широко применяют при лечении заболеваний печени жимолость, полезные свойства которого способствуют восстановлению нарушенной функции.

При длительном возбуждении желчи, она приведет к преждевременному истощению печени и болезням «холода». Кал и моча становятся белесыми, приводит к слабости, заторможенности, озноб. Тело начинает усыхать, страдает костный мозг, суставы, сухожилия и половые органы. Возникают застойные явления в матке у женщин, в простате у мужчин. Нарушение нормального пищеварения, появляется икота, вздутие живота, отрыжка, тяжесть и боли в мышцах спины, потеря аппетита, потемнение в глазах. К болезням «холода» печени относят следующие заболевания, как неинфекционный гепатит и цирроз и рак печени.

При заболеваниях «холода» назначаются фитопрепараты, стимулирующие работу печени и выработку ею веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.

Тибетская медицина о причинах болезней печени

  • На здоровье!
  • >
  • Темы портала
  • >
  • Медицина
  • >
  • Восточная

Изучение источников тибетской медицины показало, что патология печени не исчерпывается 3 главой III тома «Чжуд-ши». Были выявлены особо выделенные описания болезней печени в 36 главе III тома «Чжуд-ши» и 36 главе «Вайдурья-онбо», в 51 главе «Жидуй-ниннор» и 59 главе «Лхантаб». Следует отметить, что в этих трактатах описания этиологии патогенеза, клинических признаков во многом идентичны, однако отмечается разница в структуре терапии, хотя во всех трактатах за основу взяты положения, изложенные в «Чжуд-ши». Это объясняется тем, что последние три трактата были написаны в разные периоды, как комментарии и дополнения к «Чжуд-ши» на основании обобщения опыта лечения самих авторов и анализа данных, приводимых другими авторами.

36 глава III тома «Чжуд-ши», касающаяся болезней печени, как и все главы, по традиционно принятой форме начинается с обращения царя медиков Видьяджняны к риши-мудрецам: «О слушайте, великие риши! Внемлите, что нужно знать для исцеления печени-царицы!» Повествование идет в форме диалога. И далее: «Что для того, чтобы познать болезни печени, необходимо усвоить четыре кардинальных вопроса: причины болезней печени, их сопутствующие факторы, разновидности (классификацию), признаки (симптомы) и искусство исцеления (структуру терапии)».

В традиционной системе тибетской медицины большое значение придавалось функциональному состоянию печени. Печень красочно сравнивалась с «царицей, питающей полые и плотные органы». Этими словами, по существу, выражена мысль, что печень доставляет питательные вещества всем органам и тканям организма. Следовательно, можно утверждать, что даже в те далекие времена с деятельностью печени связывали функциональное состояние многих органов и систем. Следует заметить, что причины и факторы, способствующие развитию болезней системы мкхрис, изложены довольно подробно в 3 главе III тома «Чжуд-ши».

В тибетской медицинской терминологии часто встречается понятие «ца-ба» (букв. «жар»), под которым обычно определяется лихорадочное состояние. В качестве непосредственных причин возникновения болезней печени тоже употребляется термин «ца-ба» (в значении — «лихорадка»). В данном случае понятие «ца-ба» как определение ближайшей причины болезней печени должно быть понято не как лихорадочное состояние, а как указание на вредные патогенные агенты, вызывающие это состояние. Тибетским врачам при определении причины болезней системы мкхрис и печени прослеживаются принципы причинно-следственных отношений, когда состояние «ца-ба», вызванное болезнетворными агентами, становится само причиной других следствий патологических форм болезни. Анализ и интерпретация понятия, слова «ца-ба» имеет принципиальное значение не только в осмыслении этиопатогенеза описываемой патологии печени. Они нацеливают на выяснение и раскрытие сущности клинического проявления болезни, объяснение ее различных форм. Если мы считаем, что «ца-чин над» (букв. «болезнь жара печени») является болезнью печени воспалительной этиологии, то ее разновидности по современной классификации можно сгруппировать в большую группу патологии печени — гепатиты. «Ца-ба» (жар) в главах о лихорадках трактата «Чжуд-ши» тесно связывается с понятием «рим» (букв. «зараза»), что означает заразное начало, инфекция. Таким образом, в этиологии болезней печени с лихорадкой, говоря о «ца-ба» (жаре, лихорадке или воспалении), тибетские медики подразумевали «рим» как одну из основных причин болезни. Более того, при подробном описании болезней «рим» (заразных) мы находим сведения о так называемых внешних и внутренних «червях», выделяемых больным «испарениями» болезни, которые проникают через ворота во все ткани и жидкости организма. Заражение здорового человека от больного считалось возможным, если «рим» (зараза) или «срин» (черви), подобно испаряющейся влаге, выделяются через «испарения» больного: пот, дыхание, слюну, мочу, кал и т. д. Таким образом, жар или лихорадка в представлении тибетских медиков имели под собой вполне материальную причину в виде «рим» и «срин», вызывающих расстройства внутренних физиологических систем — рлунг, мкхрис и бад-кан.

Представления о специфичности заразного начала гепатитов у тибетских врачей, естественно, не могло быть. Но очень ценным является то, что они связывали заболевания печени, протекающие с жаром, лихорадкой, с заразным началом, миазмой — «срин». Такую точку зрения, по существу, можно рассматривать как предвосхищение теории инфекционной природы острых и хронических гепатитов. Поэтому в структуре терапии неизбежно должны иметь место не только специфические, но и симптоматические средства лечения. Следовательно, вполне можно полагать, что в числе эпидемических воспалительных заболеваний («рим» — «срин»), описанных в 3 разделе III тома «Чжуд-ши», имеют место инфекционные поражения печени.

Условиями развития болезней печени являются факторы нарушения нормального питания и образа жизни, обозначаемые понятиями «чжур» (досл. «кислая»), «зай» (досл. «пища») и «даги» (досл. «образ жизни, деятельности»). В трактате («Чжуд-ши», т. II, гл. 9) наибольшее внимание уделяется условиям, которые можно отнести к категориям буддийской философии, как чрезмерность, недостаточность и извращенность. Эти понятия встречаются не только в медицине, они широко использовались и для оценки социально-бытовых и природных явлений. «Излишество или чрезмерность» относительно питания и образа жизни как факторы, способствующие развитию воспалительных болезней в системе мкхрис и в том числе в печени, характеризуются следующим образом: развитию лихорадочных болезней в регулирующей системе мкхрис способствует чрезмерное употребление горячительной, сладкой, острой, маслянистой пищи, в том числе жира, водки, тростникового сахара, а также чрезмерное перегревание и переохлаждение организма, сон в знойную жару, чрезмерно спокойный образ жизни или резкий переход к тяжелой физической деятельности, поднятие непосильных тяжестей, выполнение земляных работ, натягивание тугого лука, борьба, травмы, полученные при прыжках и беге, падении с лошади, с утесов, гор, деревьев и т. д. Перечень этих этиологических, или сопутствующих, факторов следует понимать как нарушение диеты, нормального образа жизни и деятельности.

В развитии заболеваний печени — гепатитов существенную роль приписывают алиментарным факторам. Науке давно известно, что токсические или гепатотропные влияния на печеночную ткань оказывают пищевые и ядовитые вещества, которые при длительном воздействии в определенных дозах вызывают поражение в виде дегенеративных изменений в ее клетках. То, что ядовитые вещества, поступающие из желудочно-кишечного тракта, оказывают токсическое воздействие на печень, было подмечено и в тибетской медицине. Неоспоримым в настоящее время считается и гепатотропное влияние на печень «раздражающих» веществ, длительное время поступающих в организм больного. В числе последних в современном понимании могут быть не только искусственные ядохимикаты, вызывающие разрушение ферментативных систем, распад печеночных клеток с последующим образованием фиброза, замещением клеток печени соединительной тканью, но и многие токсические вещества продуктов питания. Современной науке известно, что при чрезмерном употреблении острой, маслянистой и жирной пищи в экспериментальных условиях у животных развивается выраженная жировая инфильтрация печени. Содержание в ней жиров повышается не только при поступлении их с пищей, но и при усиленном их образовании из углеводов, содержащихся в пище. Это в известной степени подтверждает вышеупомянутое «чрезмерное употребление сладкой пищи». К «сладкой пище» в тибетской медицине относили не только продукты, имеющие сладкий вкус, но и кислый или горький, которые якобы после переваривания при всасывании в организм приобретали сладкий вкус.

К категории сладкой пищи тибетские медики относили продукты из злаковых растений. В 16 главе II тома «Чжуд-ши» сказано: «Рис, мелкое просо, мелкий рис, пшеница, ячмень, овес и прочие имеют обычно сладкий вкус, сохраняющийся при всасывании после переваривания. Они способствуют укреплению сил организма, а при чрезмерном употреблении — ожирению». Видимо, тибетские медики наблюдали, что ожирение является благоприятным фоном прежде всего для возникновения холециститов, холангитов и желчнокаменной болезни. В возникновении болезней печени немаловажную роль отводится «чрезмерному употреблению маслянистой пищи». В «Чжуд-ши» сказано, что «болезни мкхрис с повышенной лихорадкой проявляются при чрезмерном увлечении горячительной, острой и маслянистой пищей, чрезмерном употреблении мяса, масла, тростникового сахара и водки». Постоянное преобладание в диете острых мясных блюд, содержащих большое количество жира, несомненно, создает благоприятный фон для развития патологических состояний в печени. В настоящее время известно, что циррозы печени у животных обычно принято вызывать введением четыреххлористого углерода, а также пищи с дефицитом белков, аминокислот, липотропных веществ. Как показывают эксперименты, четыреххлористый углерод, вводимый собакам через рот 2 раза в неделю, вызывает у них типичный цирроз печени через 6 месяцев на фоне диеты, богатой углеводами, и через несколько месяцев после пребывания животных преимущественно на жировой диете.

Читать еще:  Билиарный сладж возможно всё исправить

Совершенно справедливым следует считать, что хроническое употребление алкоголя вызывает разрушение многих органов и систем организма, особенно печени. В главе о болезнях печени тибетские врачи токсическое действие алкоголя относят не к этиологическому, а к способствующему фактору. В современной патофизиологии алкогольная интоксикация как самостоятельный этиологический фактор, например при циррозах печени, считается редким явлением. Она в большей степени создает условия для возникновения алиментарной недостаточности и перехода острых инфекционных гепатитов в тяжелые формы цирроза, которые до тибетской нозологической классификации укладываются в вышеупомянутую болезнь системы мкхрис. Под действием алкоголя в печени жировая инфильтрация развивается более интенсивно. В настоящее время установлено, что жировое перерождение печени с развитием цирроза, у алкоголиков является результатом несбалансированного питания. У преобладающего большинства алкоголиков развивается гастрит, энтероколит, теряется аппетит, уменьшается количество принимаемой пищи, нарушаются процессы всасывания из кишечника пищевых продуктов, а пища становится как в качественном, так и в количественном отношении неполноценной.

В числе сопутствующих факторов в этиопатогенезе лихорадочных болезней указывается понятие «даг» (образ жизни и деятельности человека). В данном случае под понятием «даг» подразумевается целый ряд обстоятельств. В 9 главе II тома «Чжуд-ши» сказано: «Болезни мкхрис с лихорадкой провоцируются резкой сменой спокойной жизни внезапным физическим перенапряжением». Спокойный образ жизни не что иное, как физическая бездеятельность. Аристотель писал в свое время: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Рассуждая об этиологических моментах, в особенности о «заразном» факторе, в развитии болезней печени, следует, с точки зрения исторического подхода, попытаться ретроспективно создать представление о структуре заболеваемости печени в регионе распространения традиционной тибетской медицины, учитывая то, что в медицинских трактатах описывались наиболее часто встречающиеся типичные болезненные формы, а не казуистические случаи, мы вправе утверждать, что болезнями печени люди страдали с самых древнейших времен, и они не являются новыми для современного человечества. Разница может быть только в частоте заболеваемости и в отдельных этиологических моментах. Вполне допустимы этиологические агенты, характерные для тропических стран, которые не встречаются в северных широтах, как, например, возбудители тропической лихорадки. Не могут быть исключением и те болезни, которыми в древние времена люди страдали почти повсеместно и которые ныне в развитых странах почти исчезли, такие, как малярия, туляремия, оспа, чума и т. д. В определении структуры заболеваемости, учитываем и то, что тибетская медицина, ее клинический и терапевтический опыт накапливался в Азии, где природные условия, образ жизни, деятельность и питание населения были далеко не идентичными с условиями других регионов. Тем не менее, единство общебиологических закономерностей в развитии патологических состояний позволяет оценивать, с позиции современных медицинских знаний, субъективные и объективную признаки болезней, описанных в медицинских трактатах. Встает вопрос, с какими же болезнями печени могли встречаться тибетские медики на протяжении многих веков? Мы считаем, что наиболее вероятными болезнями печени могли быть острые и хронические инфекционные гепатиты, болезнь желчных путей и желчного пузыря, циррозы печени, желчнокаменная болезнь, опухолевые поражения и др. Из самых ранних источников Запада известно о том, что Гиппократ впервые сделал сообщение об эпидемической желтухе. Такого же характера патология встречается и в главе о болезнях печени канона Абу Али Ибн Сины. Если на Западе желтуха с лихорадкой описана Гиппократом, то на Востоке, в Индии и Тибете, эта болезнь, видимо, также была хорошо знакома представителям традиционных систем медицины.

Представления о болезнях печени в тибетской медицине

  • На здоровье!
  • >
  • Темы портала
  • >
  • Медицина
  • >
  • Восточная

Для понимания описанных в трактатах болезней печени в качестве примера приведем их расшифровку. При этом следует указать на некоторые данные об анатомо-физиологической оценке печени как органа и ее функциональных взаимосвязях с физиологическими системами рлунг, мкхрис и бад-кан. Печень по своей анатомической и функциональной системе мкхрис. Многие описываемые функции этой системы тесно связаны с функциональной деятельностью печени. Во 2 главе III тома «Чжуд-ши» мкхрис описывается как система, которая при ее нарушении может рассматриваться как основа болезненного процесса. В нормальном функциональном состоянии система мкхрис делится на следующие виды:

Цирроз – это осложнение многих заболеваний, характеризующееся аномальным строением и функцией печени. Эти заболевания ведут к циррозу, потому что они поражают и убивают клетки печени, а воспаление и заживление, связанные с погибающими .

  1. «способствующая пищеварению»;
  2. «производящая»;
  3. «видоизменяющая» окраску;
  4. «способствующая зрению»;
  5. «сообщающая отчетливость к цвету».

Как же понять эти определения, какие функции в организме приписываются системе мкхрис?

В 5-й главе II тома «Чжуд-ши» находим следующие описания: «Мкхрис вызывает чувство голода и жажды, возбуждает аппетит, способствует пищеварению, пробуждает в теле энергию, обеспечивает нормальный вид и богатырскую душу». Анатомическая область функциональной деятельности этой системы определяется в основном в органах пищеварения. Поэтому ведущей среди указанных выше функций системы мкхрис является «способствующая пищеварению», тесно связанная с остальными четырьмя видами. Анатомическая область функциональной деятельности первого вида абстрактно названа «местом, между способным и неспособным перевариваться». Далее указано: «Способствующая пищеварению мкхрис осуществляет пищеварение, отделяет питательный сок и отбросы и, находясь в связи с энергией тела и остальными четырьмя ее видами, дает основу силам организма». Второй вид — «видоизменяющая окраску», как и первый, тесно связан с деятельностью печени. Он видоизменяет цвет питательного сока, другими словами, этот вид активно участвует в переработке питательных веществ, поступающих в организм из кишечника через печень. Остальные три ее разновидности имеют тесные функциональные взаимоотношения с первыми. Так, «производящая мкхрис» имеет свою область деятельности в сердце: она способствует ясной деятельности духа и порождает сознание, разум, желания. Сознание, разум и вообще психическую деятельность человека древние врачи связывали с сердцем, душой. Два последних вида мкхрис характеризуются так: «Способствующий зрению мкхрис дает возможность видеть образы предметов, а мкхрис, сообщающий отчетливость цвета, придает нормальный (здоровый) вид коже».

Таким образом, физиологическая система мкхрис, по представлению тибетских врачей, участвует в пищеварении, всасывании в организме питательных веществ, способствует нормальной деятельности других органов. Значимость сложной физиологической функции мкхрис можно сравнить с гуморальными механизмами регуляции в организме, в которых центральное место занимает печень. Поскольку печень с ее функцией отнесена к системе мкхрис, уместно привести данные из 3 главы III тома «Чжуд-ши» о лечении болезней системы мкхрис, где большое внимание уделяется вопросам патогенеза.

Патология системы мкхрис может быть спровоцирована следующими вредными факторами: травматическими и болезненными повреждениями, расстройствами уязвимых звеньев системы мкхрис, вредными воздействиями пищи и напитков, чрезмерным употреблением жгучих, кислых и соленых, а также несовместимых продуктов, нарушением процессов переваривания и всасывания в желудочно-кишечном тракте, несоблюдением «чистоплотности» (гигиены) и т. д. Под выражением «вредные воздействия пищи и напитков» на печень следует понимать нарушение диеты, пагубно отражающееся на печени, то есть недоброкачественная пища, вызывающая отравление, вредное воздействие в первую очередь таких напитков, как алкоголь.

Заболевания желудочно-кишечного тракта, естественно, сопровождаются нарушениями ферментных процессов, в результате которых в организм всасываются вредные токсические продукты из кишечника и попадают в печень. Все эти факторы, по мнению тибетских врачей, нарушают нормальную деятельность печени — основного органа системы мкхрис. «Лихорадочное заболевание печени вызывается несоблюдением чистоты» (гигиены). В это понятие вкладывалось проникновение в организм с пищей заразного начала (в современном понимании — попадание инфекции в организм алиментарным путем). Фактически — это гениальное предположение об инфекционной этиологии некоторых форм болезней печени, таких, как эпидемическая желтуха, болезнь Боткина.

Исходя из вышесказанного, систему мкхрис можно идентифицировать в общих чертах с гепатолиенальной системой, принимающей участие в нейрогуморальных процессах в организме. Поэтому, при разборе описаний заболеваний печени, прежде всего мы берем во внимание ее роль в системе мкхрис.

Согласно теоретическим концепциям тибетской медицины в развитии патологического состояния этой системы, различают четыре этапа:

  1. Развитие болезней в самой системе мкхрис (то есть болезненное патологическое изменение функционального состояния гепатолиенальной системы).
  2. Извращение, понижение функционального ее влияния и участия в деятельности других органов, обозначаемое понятием «перемещение энергии мкхрис».
  3. Переполнение и открытие «рта мкхрис» (то есть застой желчи с прорывом ее в кровь, холемия).
  4. Распространение истинной желчи по сосудам тела, ведущее к заболеванию желтухой двух разновидностей: желтухи глаза и желтухи мяса (мягких тканей).

По существу, это расчлененные стадии болезней печеночной системы. Причиной появления желтухи могут быть не только вредные агенты, вызывающие гиперергическое состояние, но и «холодные» причины — поражение опухолью самой печени, желчного пузыря и соседних органов (желудка и поджелудочной железы).

В патогенезе болезней системы мкхрис принято было обращать внимание на развитие болезненных нарушений в функционально взаимосвязанных органах и тканях. Считается, что болезни мкхрис могут проявляться в коже, мягких тканях, сосудах, костях, плотных и полых органах, в пяти органах чувств. Как и все болезни в тибетской медицине, болезни мкхрис делятся на две общие группы: «горячие и холодные», воспалительные и невоспалительные. Лихорадочное состояние объяснялось вовлечением в болезненный процесс системы «крови», фактически это следует понимать как реакцию организма на нарушение гуморальных, иммунных механизмов при заболеваниях печени.

В трактате тибетской медицины отражены самые общие клинико-анатомические представления о функциональных механизмах физиологической системы мкхрис. На уровне знаний древних врачей, естественно, невозможно, было четко разграничить функции системы мкхрис, ее гепатолиенальной системы со сложными биохимическими процессами. Тем не менее, описанные клинические признаки при патологии этой системы указывают на нарушения иммунных процессов и симптоматику нарушения желчевыделительной и желчеобразовательной функции печени, ибо одним из основных характерных симптомов, как при воспалительных, так и при невоспалительных процессах является описываемая желтуха.

Анализируя указываемые клинические признаки и диагностические моменты при заболеваниях системы мкхрис, можно отметить логическую связь в клиническом мышлении тибетских врачей. По традиционно принятой структуре изложения в тибетских трактатах признаки болезней мкхрис, в том числе и печени, разделены на общие и частные. К общим признакам патологии системы мкхрис относятся: желтуха глаз, кожных покровов, жар в теле (озноб), кислый вкус во рту, увеличение живота, рвота, понос и кожный зуд. Если желтуха сопровождается лихорадкой, у больного наблюдается жажда, напряженный частый пульс, моча приобретает темно-желтый цвет, интенсивный запах, пенится желтой пеной, имеет толстый осадок, кал светло-желтого цвета. У такого больного состояние ухудшается при употреблении мяса, алкоголя, старого масла, растительного сахара, а также пищи, вызывающей повышение тепла организма (высококалорийной пищи). Такая симптоматика болезненного состояния явно свидетельствует о наличии в печени всех признаков воспалительного, скорее всего, инфекционного процесса, и она аналогична описаниям общих признаков болезни Боткина. Однако здесь же дифференцируется желтуха, протекающая по «холодному типу». В трактате отмечается, что «холодная желтуха имеет признаки, противоположные признакам лихорадочной желтухи, при этой болезни наблюдается также понижение энергии огня, силы перевариваемости, всасывания пищи и обесцвечивание кала». Из сказанного выше очевидно, что центральное место в описании болезней системы мкхрис занимает желтуха двух типов: лихорадочная (инфекционная) и механическая. Если инфекционную желтуху в те времена невозможно было дифференцировать более детально, то при дифференцировании механической желтухе тибетские медики были близки к истине, указывая на опухоли, поражающие печень, желчный пузырь, желудок и близлежащие органы. Следует отметить, что в тибетской медицине камни желчного пузыря, мочевых путей принято называть «каменными опухолями». Обесцвечивание кала считалось верным признаком «холодной» (механической) желтухи.

Читать еще:  Есть ли у вас желтуха

Признаком инфекционной желтухи в тибетской медицине считали лихорадочное состояние, причину ее появления связывали с заразным началом. Последняя дословно описана так: «Поражается система мкхрис травматической, осложненной лихорадкой, а также заразной, эпидемической болезнью».

При рассмотрении частных признаков патологии мкхрис следует отметить уместную рекомендацию в диагностике: «Прежде всего, необходимо выяснить причины лихорадки». Это не что иное, как дифференциальная диагностика. Далее следует объяснение появления болезни, связанное с патогенезом: «Если болезнь поражает функцию рлунг кишечника, то у больного наблюдается вздутие живота, урчание в нем, запоры, частая зевота. Облегчение наступает при употреблении горячительной и питательной пищи. Если болезнь вызывает нарушение перевариваемости пищи и системы бад-кан, то у больного наблюдается тяжесть (слабость) в теле, сонливость, апатия. Облегчение наступает при согревании тела. Кал в таких случаях становится светлым, рыхлым. При вовлечении в процесс болезни системы крови развивается болезненное состояние под названием «смуг-бо» (язвенно-некротический процесс слизистых), при котором кал приобретает темно-коричневый (дегтярный) цвет, напоминая изюбриный помет». Данный текст сообщает о нарушении в пищеварительном тракте, выражающемся в диспепсическом, а также общетоксическом расстройстве, которое характерно для гепатитов вообще.

В патогенезе и клинике болезней системы мкхрис особое место уделено опухолевому поражению. Указывается, что «если опухоль печени, или так называемая болезнь дан-чин, поражает места, где образуется желчь (желчеобразовательные и желчевыделительные системы), то она распознается легко при ощупывании», то есть определение опухоли печени при пальпации не представляет затруднений. «Если опухоль печени распространяется на органы, где проявляется деятельность желчи, то, несмотря на хороший аппетит, после еды наступает рвота, а в области желчного пузыря определяется болезненное уплотнение». Это, по всей вероятности, продолжение мысли об опухолевом процессе печени, что подтверждается следующим описанием: «Когда опухоль поражает истинную желчь, то у больного наступает упадок сил, нарастает желтуха, зуд кожи, потеря аппетита, болезнь прогрессирует, переходит в тяжелую форму. Если все приемы по изгнанию болезни и кровопускание не дадут признаков улучшения и эффекта, то выздоровление будет затруднительным».

Такая клиническая картина патологии печени без лихорадки скорее соответствует опухолевому поражению печени, желчного пузыря или желудка. Вместе с тем здесь нельзя исключить и далеко заведшую форму желчнокаменной болезни. Уместно привести объяснение патогенеза «желтухи глаз и мяса», которые возникают в результате болезненного поражения мкхрис, способствующей пищеварению, а также в результате поражения ее заразным началом». В том и другом случае эта болезнь сопровождается лихорадкой. Следовательно, эти желтухи отличаются по происхождению и течению от желтухи, вызванной опухолевыми процессами. Критические признаки желтухи в разгаре описаны следующим образом: «При миг-сэр (желтухе глаз) наблюдается пожелтение ногтевых пластинок, упадок сил, потливость, внутренний жар, боль в области глазниц, потеря аппетита, тошнота, сильная жажда. Окружающие предметы воспринимаются в красно-голубом токе, а при ша-сэр (желтухе мяса — мягких тканей и кожи) наблюдается упадок сил, бессонница, тяжесть в теле. Мягкие ткани кожи приобретают золотисто-желтый оттенок. Тарак, айрак (кисломолочные продукты), вода воспринимаются горькими, белые, цветные предметы кажутся желтыми. Больной ощущает облегчение при утренней прохладе, ухудшение в полдень». По существу, это ранние стадии или формы одного патологического процесса. Логическим продолжением указанных выше форм желтухи является конечная стадия поражения системы мкхрис: «Если течение всех болезней системы мкхрис длительно затягивается и переходит в запущенное состояние, то болезнь такая будет называться «гаш-я наг-по». При этом заболевании, кроме указанных выше признаков, отмечается сильный зуд, кожа приобретает темно-серый, синюшный цвет, выпадают волосы и ресницы, нарастает слабость, истощение, на ногтях появляются темные полосы. Ввиду того, что мягкие ткани и даже кости пропитываются желчью, излечение этой болезни невозможно».

Переход болезней системы мкхрис из одной формы в другую, в частности переход желтухи средней тяжести в тяжелую, затем в осложненную стадию, в прогностическом отношении считалось состоянием неизлечимым. Не повторяя клиники отдельных форм патологии, тибетские врачи в трактатах зафиксировали особо поздние признаки болезней желчеобразовательной и желчевыделительной систем. О тяжелой форме холеостаза и его последствиях в трактате довольно образно сказано: «Ввиду того, что мясо и даже кости пропитаны желчью, излечение невозможно». На тяжесть болезненного процесса и отрицательный прогноз указывают также следующие признаки: «истощение, сильный кожный зуд, выпадение волос, ресниц и появление темных полос на ногтевых пластинках». Такое состояние, вероятно, наблюдалось в предагональном состоянии больного, которое свидетельствовало о глубоких токсических и дистрофических процессах в печени.

Таким образом, в современном понимании описание системы мкхрис есть не что иное, как представление о многообразной функции гепатолиенальной системы с ее сложными нейрогуморальными, иммунными системами и механизмами.

Рассмотрев теоретические и клинические аспекты физиологии и патологии системы мкхрис, исследователь может иметь определенную ориентацию в клинических описаниях заболеваний печени.

Болезни печени в тибетской медицине

Тибетская медицина называет печень «Старшей Царицей», трактат «Чжуд-Ши», Тантра Объяснений. В организме человека этот орган выполняет около 300-сот функций, и участвует в различных видах обмена веществ. Регулирует работу желудка и селезенки, основная функция выработка желчи, и тем самым она принимает участие в пищеварении. От нормальной работы органа зависит, нормальное состояние сердечно-сосудистой системы, почек, мозга, гормональной и лимфатической систем.

Печень принимает участие в образовании холестерина, которая необходима для построения клеток головного мозга, половых гормонов, и др. Также в нем происходит накопление крови, которая затем поступает к сухожилиям и мышцам, и поддерживает способность их к растяжению и сокращению, поддерживается эластичность. При недостатке и нарушении распределения крови происходит стягивание сухожилий, и возникают судороги в конечностях.

Кроме всего этого, печень способна накапливать в себе важнейшие витамины (А, В, С, К) и микроэлементы. Известно что недостаток витамина А ведет к нарушению зрения, возникновению ороговения кожи и слизистой оболочки дыхательных путей. Витамины группы В важны в проведении нервных импульсов. Витамин К участвует в свертывании крови. Витами С известный нам всем как аскорбиновая кислота необходима для нормального течения процессов обмена в организме.

Тибетская медицина различает 18 болезней печени, которые также в свою очередь делятся на болезни «Жара» и «Холода».

Болезнь «жара» связано с усиленной работой (гиперфункцией) органа. В частности происходит увеличение выработки желчи, наступает ее застой в желчном пузыре и печени. Избыток желчи всасываясь в кровь разносится по всему организму, проникает в костную ткань, мышцы, суставы, волосы, кожу и вызывает их поражение. При приливе желчи к голове наблюдаются боли в висках, нарушение памяти, и снижение работоспособности. Повышенная выработка протромбина, повышает свертываемость крови и тем самым автоматически повышается риск тромбообразования.

Эндогенный шлак выброшенный печенью в кровь повышает возбудимость, и психическую нестабильность. На коже могут появиться пигментные пятна, папилломы, угри, родинки. «Жар» печени приводит в целом изменение пищеварения, возбуждение психики, нарушение менструального цикла, нарушению сна, появляется тревога, беспокойство и страхи. Происходит гиперемия кожи лица, ощущение жара в грудной клетке, колющие боли и чувство тяжести в правом подреберье. А также болезни печени и желчного пузыря приводят к желтизне кожных покровов, покраснение и пожелтение склеры глаз.

Возбужденная печень выбрасывает в кровь избыточное количество холестерина, которая откладывается на стенке сосудов и во внутренних органах, приводит к жировой инфильтрации печени, сердца и поджелудочной железы. Избыток холестерина приводит к образованию камней в желчном пузыре (желчнокаменная болезнь), развивается атеросклероз сосудов организма. Возможен артроз мелких суставов, особенно мелких суставов кистей рук и стоп.

В данных случаях назначают фитопрепараты, успокаивающие, очищающие печень и кровь. Также в народной медицине широко применяют при лечении заболеваний печени жимолость, полезные свойства которого способствуют восстановлению нарушенной функции.

При длительном возбуждении желчи, она приведет к преждевременному истощению печени и болезням «холода». Кал и моча становятся белесыми, приводит к слабости, заторможенности, озноб. Тело начинает усыхать, страдает костный мозг, суставы, сухожилия и половые органы. Возникают застойные явления в матке у женщин, в простате у мужчин. Нарушение нормального пищеварения, появляется икота, вздутие живота, отрыжка, тяжесть и боли в мышцах спины, потеря аппетита, потемнение в глазах. К болезням «холода» печени относят следующие заболевания, как неинфекционный гепатит и цирроз и рак печени.

При заболеваниях «холода» назначаются фитопрепараты, стимулирующие работу печени и выработку ею веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.

Болезни печени и желчевыводящих путей

Барагчун-13

Препарат обладает противовоспалительным свойством. Успокаивает печень, нормализуя выработку желчи. П..

Гарнаг 10 тибетское фито

Гарнаг 10 тибетское фито универсальный тибетский сбор обладает свойством нормализовать выработку жел..

Гиван 13 тибетское фито

Гиван 13 тибетское фито применяется при избыточной выработке печенью желчи, устраняет понос неинфекц..

Гиван 9 тибетский сбор

Гиван 9 тибетский сбор применяется при избыточной выработке печенью желчи, устраняет понос неинфекци..

Гургум 13 тибетские фитопрепараты

Гургум 13 тибетский фитосбор эффективное средство для очищения крови, печени. Препарат предназначен ..

Гургум 7 тибетское фито

Гургум 7 тибетское фито очищает печень, обладает противовоспалительным, иммуностимулирующим действие..

Даду тибетский фитосбор

Даду тибетский фитосбор применяется при заболеваниях печени, сопровождаемых увеличением «плохой кров..

Джонши 21 тибетский препарат

Джонши 21 тибетский препарат помогает при язве желудка, рвоте кислым, желчью, изжоге. Назначается пр..

Джонши 6 тибетский фитосбор

Джонши 6 тибетский фитосбор применяется при накоплении слизи в желудке, отрыжке кислым, рвоте, изжог..

Дзати 5 тибетской фито

Дзати 5 тибетской фито. Эффективное средство, помогающее при раздражительности, неуправляемой эмоцио..

Жогон Эбасу

Организм человека — это система, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Каждый орган выполняе..

Манаг-ченбо

Улучшает обмен в клетках печени, очищает и защищает печень, ЖКТ, кровь от токсинов, содержащихся в а..

Менсил

Применяется при болезнях почек. Обладает противовоспалительным действием. Нормализует работу печени.

Мхрис-ло (фитопрепарат)

«Мхрис-ло» применяется при болезнях «жара» и болезнях «холода» печени и желчного пузыря. Помогает пр..

Нила (тибетский препарат)

Фитотерапия — метод лечения, основанный на использовании разных трав и выработке на их основе целебн..

Печень в тибетской медицине именуется «Старшей Царицей» («Чжуд- Ши», Тантра Объяснений). В организме она выполняет более 300 функций, участвуя во всех видах обмена веществ: белковом, жировом, углеводном, минеральном, пигментном, ферментном и гормональном. Она регулирует работу селезёнки и желудка, вырабатывает желчь (основная функция), участвуя тем самым в пищеварении. От работы печени зависит состояние сердечно-сосудистой системы, мозга, почек, лимфатической и гормональной систем.

В печени накапливается кровь, которая затем распределяется по всем внутренним органам, поступая в необходимом количестве к мышцам и сухожилиям, что поддерживает их способность к сокращению и растяжению и обеспечивает их эластичность. При нарушении распределения крови возникают судороги конечностей, происходит стягивание сухожилий.

В тибетской медицине различают 18 болезней печени, которые делятся на болезни «жара» и болезни «холода».

Болезни «жара» связаны с усиленной работой (гиперфункцией) печени. В частности, увеличивается выработка желчи, происходит её застой в печени и желчном пузыре. Всасываясь в кровь, избыточная желчь разносится по всему организму, проникает в мышцы, костную ткань, суставы, кожу, волосы и вызывает их поражение. Прилив желчи к голове проявляется болями в висках, снижается работоспособность и нарушается память. Усиленная выработка протромбина повышает свёртываемость крови, что увеличивает риск тромбообразования.

Выброс эндогенного шлака печенью может вызвать психическую нестабильность человека, повышенную возбудимость. На коже возможно появление пигментных пятен, а также папиллом, родинок, угрей. «Жар» печени приводит к изменениям пищеварения в целом, возбуждению психики, к нарушениям менструального цикла у женщин; к пожелтению и покраснению глаз, желтизне кожных покровов; во рту появляется горький, вяжущий вкус, нарушается сон, появляются страхи, беспокойство и тревога. Происходит покраснение кожи лица, в грудной клетке ощущается жар, возможны носовые кровотечения, человек испытывает жар, колющие боли и чувство тяжести в правом подреберье.

Читать еще:  Гепатит б нагрузка

В состоянии возбуждения печень выбрасывает в кровь избыточный холестерин, который откладывается на стенках сосудов и во внутренних органах, вызывая жировую инфильтрацию печени, поджелудочной железы, сердца. Из избытка холестерина образуются камни в желчном пузыре (желчнокаменная болезнь); развивается атеросклероз в любых сосудах организма — нижних конечностях, кишечнике и желудке, сосудах головного мозга. Вероятен артроз мелких суставов, и особенно при этом могут страдать мелкие суставы кистей рук и стоп.

Тибетская медицина предлагает принципиально иной способ лечения желчнокаменной болезни: растворение камней в желчном пузыре посредством действия фитопрепаратов.

«Холод» желчного пузыря связан с проникновением в него слизи. При этом в нём образуются полипы. Со временем возможен даже рак желчного пузыря.

В этом случае назначаются препараты, нормализующие конституции Желчь и Слизь и обладающие противоопухолевым действием.

Болезни в тибетской медицине. Причины возникновения и диагноз

Болезни в тибетской медицине. Что касается очищения таких препятствий, как телесные недомогания и болезни, то здесь имеется пять моментов: место пребывания болезни, причина проявления болезни, способствующие этому обстоятельства, созревание болезни и способ ее излечения.

Первое: болезнь скрыто пребывает во всеобщей основе, в устройстве каналов и как врожденные склонности. Она проявляется вследствие неблагой кармы, накопленной из-за неведения и привязанности к своему «я».

Тханка будда медицины

Пробуждают болезнь клеши, рассудочное мышление, ветры-праны, а также боги и демоны. Следствие созревания — четыреста четыре вида болезней, среди которых болезни жара и холода, болезни слизи, различные боли и опухоли.

Если быть кратким, то главная причина — болезнь вместе-рожденного неведения, а главное обстоятельство — болезнь неведения, обусловленного представлениями.

Во всякой болезни присутствуют такие пять составляющих: скрытая основа, неблагая карма как причина, клеши как обстоятельства, рассудочное мышление как связующее звено, ветер-прана как завершающий, всё объединяющий элемент, а боги и демоны как элемент поддерживающий.

Например, если проявляется болезнь «холода», то ее причина — врожденная склонность к желанию, присутствующая во всеобщей основе, а пробуждает эту болезнь обстоятельство — сильное желание.

Связующий элемент — это мысль: «Я болен! Я ослаб! Что мне делать, если станет еще хуже?»

Вследствие этого нарушается работа «ветра, очищающего вниз», что лишает тебя защиты от злых духов женского рода.

Сходным образом, семя гнева как причина пробуждается обстоятельством сильного гнева и связующим элементом рассудочного мышления. Всё это приводит к расстройству «ветра, распределяющего огонь», что лишает тебя защиты от злых духов мужского рода, а следствием становится болезнь жара.

Вера в здоровье помогает в излечение

Семя неведения как причина пробуждается обстоятельством сильного проявления неведения и связующим элементом рассудочного мышления. Это вызывает расстройство «равнопребывающего ветра», что лишает тебя защиты от злых «духов земли», а следствием становятся болезни слизи.

Семя зависти как причина пробуждается обстоятельством сильной зависти и связующим элементом рассудочного мышления. Это вызывает расстройство «ветра, поддерживающего жизнь», что лишает тебя защиты от класса цен, вследствие чего возникают недуги, связанные с болями.

Семя гордости как причина пробуждается обстоятельством сильного самодовольства и связующим элементом рассудочного мышления. Это вызывает расстройство «проникающего ветра», что лишает тебя защиты от класса гялпо, вследствие чего возникают болезни опухолей.

Поскольку причина — неведение, для излечения от болезней следует распознать вместерожденную мудрость. Поскольку условие — клеши, следует упрочить внимание в равности. Поскольку связующее звено — рассудочное мышление, следует отсечь узы мыслей. Поскольку всё собирает и завершает ветер, следует сосредоточиться на ветре как на ключевом моменте.

Поддержка — это боги и демоны, поэтому следует отвергнуть понятие «демон». Сделав так, ты освободишься от всех видов болезней.

Чтобы излечить суть болезни, нужно знать о трех моментах: лучше всего предоставить ей самоосвободиться; следующий способ — отказаться от относительных вещей в ритуалах изгнания духов и медитации; последний — применить для лечения визуализацию.

В первом случае не принимай ни единой дозы лекарства. Не произноси ни единого звука молитв ритуала исцеления. Не считай болезнь ни пороком, ни достоинством.

Оставь ум в спонтанном и естественном состоянии. Полностью предоставь ему пребывать в свободном от мыслей естественном состоянии простоты.

Благодаря этому пресекается поток рассудочного мышления, возникает свободная от мыслей пробужденность и болезнь устраняется. Болезнь и мысль освобождаются одновременно.

Иначе говоря, в качестве подготовки не гонись за болезнью, в качестве главной части не усугубляй болезнь, а в завершение не привязывайся к ощущению себя больным. Благодаря этому избавишься от старой болезни и оградишь себя от новых.

Во втором случае, где дело касается изгнания и медитации, есть три части: преобразование напастей, прямое отсечение и уравнивание.

В первой относись к болезни с благодарностью, постоянно возвращаясь к мысли:

«Как прекрасно, что благодаря тебе, болезнь, я могу отсечь представления о демонах!» Пусть ум твой будет радостен. Ешь то, что вредит болезни и поступай ей наперекор.

Затем съешь свежего «твердого благовония», еще теплого, но уже без пара. Выпей теплого, дымящегося «жидкого благовония». Благодаря созерцанию праны болезнь верхней части тела выходит наружу с рвотой, а болезнь нижней части выходит через кишечник. Такой процесс изгнания болезни есть лекарство отсечения.

Что касается второй части, прямого отсечения, сделай безмятежное лицо и перестань ныть. Мысленно отсеки прямо все тревоги, надежды и страхи, выражающиеся в таких мыслях:

«Что мне делать, ведь я так болен и слаб, а вдруг я умру?» Полностью презрев все эти тревоги, отбрось их подальше.

Третья часть, уравнивание. Как только несчастья возникнут, следует использовать их как путь. Проясни осознанность и напомни себе о духовной практике.

Не медитируй, визуализируя какое-то средство от болезни, и не применяй никакого ритуала исцеления и медицинского лечения, а вглядись в того, кто чувствует себя больным!

Благодаря пребыванию в таком непрерывном состоянии, переживание, возникая, исчезает само собой, а когда происходит реализация, она возникает как способность пустоты познавать. По крайней мере, тебе не придется страдать от мысли, что ты болен.

Психосоматическая помощь при излечении болезни

И, наконец, что касается метода визуализации, зароди бодхичитту, прими позу со скрещенными ногами и представь, что ты йидам. В своем сердечном центре представь синий ХУМ размером с ячменное зерно.

Если речь идет о болезни сердца, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит белый ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по верхней части твоего туловища.

Тибетский слог ХУМ

Он полностью вытягивает все болезни, как магнит собирает иголки. Выйдя через макушку, он исчезает в пространстве.

Представляя это, подтягивай ветры вверх.

Если речь идет о «болезни холода», представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит красный ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по нижней части твоего тела. Представляй, что, выйдя через нижнее отверстие, он исчезает в центре земли.

Если страдаешь болезнью рук и ног, например, нарывами или опухолями, представляй в месте, где гнездится болезнь, черный ХУМ. Представляй, что он собирает всю болезнь и выводит ее через нарыв или через кончики пальцев.

При болезнях, диагноз которых неизвестен, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит синий ХУМ. Он собирает всю болезнь по всему телу и исчезает в воздухе, выходя через ту ноздрю, через которую происходит выдох.

Вообще же, когда ты пребываешь в равности, твой ум должен полностью превратиться в сущность состояния немышления. Нужно отбросить подальше все заботы и освободиться от сомнения и неуверенности в том, что изгоняешь или представляешь. То, что ты представляешь, и твой ум должны стать одним целым. Важно опираться на эти три момента и сосредоточиваться на них.

А вот как нужно устранять мысленные препятствия, которые таят в себе мысли о богах и демонах. Если у тебя часто бывают переживания — следствия связи между строением каналов и изменением потока мыслей, на тебя будут нападать иллюзорные проявления так называемых демонических сил и сомнения.

Когда возникнут мысли, полные страха и ужаса, быстро приметь их и привнеси в путь. Если ты позволишь им безудержно возрастать или подпадешь под их влияние, они станут препятствием для твоей практики.

Дерево равновесия и дисбалланса. Болезни в тибетской медицине

К тому же, если ты не станешь использовать любое препятствие, высокое или низкое, как путь, оно приобретет удвоенную силу и помешает твоей практике. Очень важно использовать препятствия как путь.

По существу, пересечь опасное ущелье своего мышления — значит объединить препятствия с путем. Восприятие злых сил и иллюзорных проявлений происходит в твоем собственном заблуждающемся уме.

Безусловно, вне тебя нет никаких «божеств» или «демонов». Бог один создатель вселенной

В тот самый миг, когда воспринимаешь злые силы и иллюзорные проявления, примени главную суть понимания — то, что они не обладают никаким истинным бытием, так как не рождены, не пребывают и не исчезают.

Всякий раз, как на тебя нападает магическое проявление, прими позу йоги, устремив на него взор, и вглядись в его сущность. Тогда мышление станет способностью пустоты познавать.

Как только твое мышление превратится в способность пустоты познавать, у тебя появится отважная уверенность, которая полностью отсекает страх.

Лечение старости и усиление потенции. Болезни в тибетской медицине

Даже если тебя окружит воинство Мары, враги не тронут и волоска на твоем теле и не смогут причинить никаких помех. Храни уверенность в себе, думая так:

«Препятствия не могут нанести мне вреда!» Если же трусливо думать: «А вдруг мне встретятся какие-то препятствия!», то это верное средство пригласить демонов.

Все воспринимаемые тобой боги и демоны — это просто твои собственные мысли, которые обрели форму. Не считай, что [вне твоего ума] существует хотя бы атом бытия.

Пресеки поток рассудочного мышления!

Отдай свои скандхи, как пиршественное подношение!

Отдай свое тело на съедение! Отбрось привязанность к своему «я»!

Примени главную суть наставлений и практикуй!

Теперь, что касается того, как устранить препятствия внезапных осквернений: ты можешь осквернить себя, общаясь или разделив пищу с людьми, которые нарушили свои самаи, свои обеты, совершили дурные дела; можешь осквернить себя, встретив прокаженного или человека, у которого только что умер супруг, или людей, ум которых одержим демонами; а также пребывая в доме, где царят дурные поступки, демоны, вражда или нравственная нечистота.

Ты можешь осквернить себя пищей, добытой в результате вражды, нравственной нечистоты или дурных дел.

После этого ты начинаешь болеть, твое самадхи ослабевает, а охранители Дхармы проявляют недовольство.

Пульсовая диагностика. Болезни в тибетской медицине

Знак того, что твои самаи и обеты подорваны, — увидеть во сне, что ты падаешь или спускаешься вниз с горы. Осквернив себя от спутников, ты видишь во сне, что тебя пачкают грязные люди. Осквернив себя из-за пребывания в дурном месте, ты видишь во сне, что заходишь в грязное помещение.

Осквернив себя через пишу, ты видишь во сне, что ешь грязь. Лучший способ избавиться от этого — с помощью посвящения и садханы, следующий — с помощью мантр-дхарани, а третий способ — совершив очистительные ритуалы.
Всеми средствами старайся устранить загрязнение.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector