2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материалы и методы исследования

Материал и методы исследования

Исследование передачи фармацевтической информации в медицинской среде осуществлялось методом аналитической обработки информации результатов анкетирования тридцати фармацевтов сети аптек «Вита» г. Саратов.

В методологии проводимого нами анкетирования мы использовали прямой опрос. В своем исследовании мы использовали раздаточное анкетирование, как наиболее точный и информативный метод. В исследовании социально-психологического портрета фармацевтического работника мы использовали групповой способ опроса. Проводя анкетирование, мы постарались учесть все перечисленные ниже правила составления анкеты, включили различные по типологии вопросы, рекомендуемые ко включению анкету специализированной литературой.

Анкетирование в социологическом словаре трактуется как один из основных видов опроса, осуществляемого путём опосредованного общения социолога и респондента. В.Г.Гречихин указывает, что Анкетный опрос — это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.

По мнению В.А.Ядова опрос по анкете предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причём они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетёра (прямой опрос).

Социологическая анкета — это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

В современных социологических исследованиях используется несколько видов анкетирования, анкетирование раздаточное, почтовое и прессовое. При раздаточном анкетировании респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. Этот вид опроса гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат. Почтовое анкетирование — это распространение анкет путём почтовой рассылки. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, что снижает ценность исследования. Прессовое анкетирование — вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати.

Учёные выделяют групповой и индивидуальный виды анкетирования. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты.

Обычно один анкетёр работает с группой из 15-20 человек. Анкетёр собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.

Второй принцип — непременный учёт специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.

Четвёртый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объёма. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности.

Последовательность смысловых разделов анкеты следующая:

1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, — гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе её возврата.

Надо популярно объяснить цель опроса, не прибегая к «учёным словам», и так, чтобы заинтересовать респондента. Необходимо подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: «Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области».

В большинстве случаев подчёркиваются гарантии анонимности анкетирования: «Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщённом виде».

2. Вступительные вопросы (паспортная часть) имеют две особенности:

1) целью их является характеристика респондента;

2) они в связи со своей простотой втягивают респондента в процесс опроса.

3. Основные вопросы. Их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. Лучше всего, если каждой отдельной задаче соответствует определённый блок вопросов. В анкете вопросы блока могут следовать один за другим, а могут быть и рассредоточены среди вопросов других блоков.

4. Заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что сделана большая и нужная работа.

5. Заключение — выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса.

Все вопросы, используемые в анкетах, классифицируют: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (закрытые, открытые и полузакрытые); по функции (основные и неосновные).

1. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

2. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя «паспортную часть» или социально-демографический блок вопросов.

3. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением.

Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню».

Альтернативный вопрос — это такой вопрос, в котором респонденту предлагается выбор только одной из формулировок.

«Вопрос-меню»- это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких.

Открытые вопросы — это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как желает Полузакрытые вопросы — это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое».

Прямой вопрос — это вопрос, который позволяет получить прямую информацию от респондента (например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»).

Косвенные вопросы — это такие вопросы, которые позволяют получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. Они чаще всего выражаются в следующей форме: «Принято считать, что.… А как думаете Вы?».

Непосредственно с анкетой можно ознакомиться в приложении 1.

Научная электронная библиотека

ГЛАВА 2. Материалы и методы исследования

Обследовано 353 человека: 245 больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки (ЯБДК) в возрасте от 18 до 59 лет (средний возраст 37,2±0,5 лет), 23 — язвенной болезнью желудка (ЯБЖ) в возрасте от 30 до 50 лет (средний возраст 45,1±1,8 лет), 25 — хроническим панкреатитом (ХП) в возрасте от 25 до 50 лет (средний возраст 38,2±2,2 лет) и 20 больных с хроническим гастритом антрального отдела желудка ассоциированным с Helicobacter Pylori (ХГ АОЖ) в возрасте от 18 до 40 лет (средний возраст 24,4,0±0,9 года).

Контрольную группу (КГ) составили 40 практически здоровых человек в возрасте от 18 до 44 лет (средний возраст 24,4±0,9 года).

У всех больных диагноз был верифицирован на основании тщательного клинического и лабораторно-инструментального обследования, включавшего: общие анализы крови и мочи, исследование секреторной деятельности желудка в базальном периоде и в ответ на стимуляцию гистамином или пентагастрином, определение активности амилазы до и после специальной пищевой нагрузки или введения прозерина, биохимических показателей функционального состояния печени, копрологическое исследование, фиброгастродуоденоскопию и/или рентгенологическое исследование желудочно-кишечного тракта, а также ультразвуковое исследование органов брюшной полости.

Основной контингент, обследованных представлен больными, страдающими язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. В их число не были включены лица с подозрением на симптоматические язвы и пациенты с выраженной симптоматикой сопутствующих заболеваний (Ю.В.Васильев, 2002; Г.Д. Фадеенко, 2003).

Среди больных ЯБДК превалировали мужчины. Соотношение между числом мужчин и женщин, страдающих ЯБДК, составило, по нашим данным, 5:1, что соответствует сведениям, приводимым многими авторами (В.А.Исаков, И.В. Домарадский, 2003). Большую часть больных ЯБДК составили лица моложе 40 лет — 149 человек (61%). Эта информация согласуется с представлениями о том, что ЯБДК в основном страдают лица молодого возраста (А.В. Кухтевич, О.В. Болотова, В.Г. Зилов, 2001; Э.И.Белобородова, Н.А. Корнетов, Л.А. Орлова, 2002; В.С. Правило, 2006). В группе больных ЯБЖ лица в возрасте до 40 лет составили только 39%.

Основной контингент больных ЯБ это пациенты, обследованные в период обострения заболевания: 135 человек (55,1%) — ЯБДК и 20 (87%) — ЯБЖ. Для того чтобы проследить зависимость гемодинамических параметров от фазы язвы 30 больных ЯБДК были обследованы в динамике: до и после курса лечения в стационаре.

Определение начала заболевания представляет значительные трудности в связи с тем, что между первыми клиническими проявлениями и рентгенологической или эндоскопической верификацией часто проходит длительный период времени.

В ряде случаев манифестацией язвы могут быть «хирургические» осложнения. Кроме того, возможно длительное бессимптомное течение. Поэтому при определении давности заболевания учитывали время появления первых клинических признаков (характерный болевой синдром, диспептические проявления) и результаты инструментальных исследований, подтверждающих диагноз. Среди больных ЯБ в основном преобладали лица с длительностью заболевания до 10 лет: на их долю пришлось 80% страдающих ЯБДК и 78% — ЯБЖ.

Тяжесть заболевания оценивали по частоте чередования обострений и ремиссий. Группа больных ЯБДК включала 195 человек с неосложненной формой заболевания и 50 с «хирургическими» осложнениями (в анамнезе). В их числе было 15 человек с ушитой перфоративной язвой, 13 — с кровотечением в анамнезе, 5 — с компенсированным пилородуоденальным стенозом и 17 человек, у которых была проведена операция резекции желудка по Бильрот-2. При формировании этой группы мы не включали лиц с тяжелыми постгастрорезекционными синдромами.

Группа больных с осложнениями ЯБ представлена только лицами мужского пола.

Таким образом, по своим половым, возрастным особенностям и основным клиническим детерминантам заболевания (локализацией язвы, характером и частотой осложнений, давностью заболевания и пр.) обследованный контингент больных ЯБ соответствует приводимым в литературе характеристикам, основанным на больших статистических выборках (Ю.В. Васильев, 2002; В.А. Исаков, И.В. Домарадский, 2003). Следовательно, подвергнутая исследованию группа больных репрезентативна генеральной совокупности лиц, страдающих этим заболеванием.

Обследовано также 45 больных с ХП и ХГ АОЖ в возрасте от 18 до 50 лет (средний возраст 34,1±2,1 лет).

Контрольную группу составили 40 человек, не предъявлявших жалоб со стороны органов пищеварения (38 мужчин и 2 женщины в возрасте от 18 до 44 лет, средний возраст 24,0±0,9 лет). Все они были подвергнуты весьма тщательному клинико-лабораторному обследованию, позволившему исключить патологию внутренних органов.

Исследование регионарного кровотока брюшной области проводили утром натощак через 12-14 часов после последнего приема пищи и не ранее, чем через 24 часа после отмены всех медикаментозных средств. Для количественного изучения регионарного кровотока брюшной области — удельный объем крови (УОКбр) (мл/100 г) использовали тетраполярную реографию по методике Н.А. Елизаровой и соавт. (1981).

Для количественного изучения печеночного кровотока (Q) (мл/мин. 100см³) использовали метод тетраполярной реогепатографии (Н.С. Каплан, 1984).

Все параметры определяли в положении лежа на спине после 10-минутной адаптации натощак, а также через 15, 60, 120 минут после различных пищевых нагрузок (смешанная пища, жировая, углеводная).

Стандартный завтрак (смешанная пища) включал 2 вареных яйца, 20 г сливочного масла, 100 г пшеничного формового хлеба, 20 г сахара, 200 мл чая и содержал белков 19,8 г, жиров 26,9 г, углеводов 67,3 г (17% — 24% — 59% соответственно). Общая калорийность завтрака — 590,1 ккал.

Жировая пищевая нагрузка, состояла из 50 г нерафинированного подсолнечного масла калорийностью 449,5 ккал. Завтрак содержал насыщенных жирных кислот 7 г, мононенасыщенных 13 г и полиненасыщенных 30 г (И.М. Скурихин, М.И. Волгарева, 1987).

Оценивали влияние углеводной нагрузки: 150 г сухой чистой глюкозы (570 ккал) (И.М. Скурихин, М.И. Волгарева, 1987).

Эндоскопическое исследование у пациентов проводили утром, натощак, не ранее чем через 48 часов после отмены всех лекарственных препаратов, которые могут влиять на структуру и функцию СО. Эзофагогастродуденоскопические данные анализировали по общепринятым критериям. О морфологической структуре антро-дуоденального комплекса судили по результатам гистологического исследования биоптатов слизистой оболочки. Верификацию Нelicobacter Рylori осуществляли цитологическим и гистологическим методами.

Исследование секреторной функции желудка проводили утром, натощак, после 12-14-часового голодания по методике, подробно описанной ранее (А.А. Фишер, 1966). После удаления «остатка голодного желудка» проводили пробу на полноту аспирации желудочного содержимого (А.А. Фишер, Н.Х. Фокичева, 1969; А.А.Фишер,1972) и в течение 60 минут определяли базальную секрецию. Для выяснения секреторной способности желудка проводили максимальный пентагастриновый тест (подкожно 6 мкг/кг) массы тела или гистаминовый тест (0,024 мг/кг).

Признаком базальной гиперсекреции кислоты считали БВК выше 7 мм/ч у мужчин и 5 мм/ч у женщин. Критерием гиперплазии париетальных гландулоцитов служила ПВК выше 0,45 мм/ч-кг массы тела, как у мужчин, так и у женщин.

Все полученные результаты обработаны методами вариационной статистики (В.С. Генес,1967; Г.Ф. Лакин, 1980; Н.А. Плохинский, 1981; М.Б. Славин, 1989; Griner и соавт., 1981) на персональном компьютере Pentium II по специально разработанным программам.

Достоверность различия определяли по таблице Стьюдента.

При анализе частот изучаемых признаков использовали таблицы В.С. Генеса (1967), уточненные Т.В. Гублером (1978).

Для определения сопряженности признаков использовали четырехпольные таблицы, и значимость связи определяли с помощью X 2 критерия, объективность и точность которого неоднократно подчеркивалась в статистической литературе (В.Ю. Урбах, 1963; В.В. Двойрин А.А. Клименков, 1985).

Читать еще:  Нормы размеров поджелудочной железы на узи

Материал и методы исследования

Содержание

Расширенная структура дипломной работы. 5

Технические требования к оформлению работы. 13

Рекомендации для подготовки выступления на защиту дипломной работы. 14

Список использованных источников. 16

Приложение А Статистические показатели. 17

Приложение Б Правила оформления таблиц. 19

Приложение В Графическое изображение материала. 20

Приложение Г Рекомендации по подготовке презентации. 23

Приложение Д Критерии оценки дипломной работы. 24

Предисловие

Данное методическое пособие ориентировано на студентов, приступающих к написанию дипломного проекта, и направлено на понимание принципов подготовки дипломного проекта и развитие навыков оформления исследовательской части работы.

При написании и оформлении дипломной работы студенту и руководителю проекта следует пользоваться настоящим методическим пособием, а также электронной формой макета дипломной работы (файл в формате Word) и макета презентации (файл в формате Power Point), наполнив их собственным содержанием.

При работе над дипломным проектом и его оформлением рекомендуется изучить методическое пособие «Как написать и правильно оформить реферат. Общие требования», составленное преподавателем ГАПОУ «Казанский медицинский колледж» Михальчук Т.П., методическое пособие Организация и методика исследовательской работы студентов, составленное преподавателем ГАПОУ «Казанский медицинский колледж» Даминовой Р.Ш., презентацию «Актуальные вопросы руководства курсовыми работами студентов», составленную преподавателем ГАПОУ «Казанский медицинский колледж» Романовой Н.В.

Издание пособия 2017 года дополнено приложениями, в которых описаны требования и представлены образцы оформления графиков, таблиц, рисунков, диаграмм, рекомендации по оформлению презентации к выступлению.

Структура дипломной работы:

· Введение (отражает актуальность выбранной автором темы)

— задачи исследования (3-4)

· Литературный обзор по изучаемой теме

— материалы и методы исследования

· Выводы (формулируются по результатам исследования)

· Список использованных источников

· Приложения (если таковые имеются)

Расширенная структура дипломной работы

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«КАЗАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Специальность Сестринское дело

Фамилия Имя Отчество

Группа 6302

Фамилия И. О.

Фамилия И. О.

Работа заслушана на заседании ГЭК_______________________

Работа оценена: _______________________________________

оценка, подпись председателя ГЭК

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1 НАЗВАНИЕ. 5

ГЛАВА 2 НАЗВАНИЕ. 20

2.1 Материал и методы исследования . 20

2.2 Результаты исследования. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50

Приложение А Название. 51

Приложение Б Название. 52

ВВЕДЕНИЕ

Введениеэто вступительная часть работы, в которой раскрывается актуальность и новизна исследуемой темы, ее теоретическая и практическая значимость, соответствие темы современному состоянию и перспективам развития медицины и практического здравоохранения, излагаются цель и задачи исследования.

Актуальность исследования – это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы. Обоснованием актуальности могут быть данные по заболеваемости, смертности, рост осложнений, материальные затраты здравоохранения на лечение пациентов по изучаемой нозологии, степень важности и эффективности проведения профилактических мероприятий или лабораторных исследований, значимость компетенций специалиста и т.д.

Цель исследованияэто формулировка сути решения обозначенной в теме проблемы. Цель может быть сформулирована следующим образом: теоретически (теоретически и экспериментально) доказать (обосновать, показать) значение (влияние, действие) какой-либо деятельности или явления на что-либо.

Задачи исследования – это действия, выполняемые для достижения поставленной в работе цели. Обычно выделяют задачи следующих направлений – анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработка, оценка, апробация.

Каждая поставленная задача может являться предметом изложения для отдельной главы или раздела исследования. Рекомендуется формулировать не более 5 задач.

Ниже приводится примерный перечень глаголов, с которых можно начать формулировку каждой задачи.

1. Определить место и роль …

Примечание: на начальном этапе работы введение пишется в виде проекта, а окончательный текст, особенно формулировки цели и задач, уточняются после завершения работы, когда можно сопоставить установочные цель и задачи с результатами, полученными в ходе исследования.

Цель и задачи исследования указываются только один раз после введения.

Объем введения –2 стр.

ГЛАВА 1 НАЗВАНИЕ

Название главы должно звучать как в оглавлении, оно отражает содержание литературного обзора, шрифт жирный, все буквы заглавные.

При необходимости можно подразделить литературный обзор на подразделы, каждый подраздел озаглавить в соответствии с его содержанием.

Название

Название подраздела как в оглавлении, жирным шрифтом, первая буква в названии заглавная, остальные прописные. Номер подраздела включает номер раздела (главы) и подраздела разделённые точкой.

1.2Название

Примечание: при написании литературного обзора рекомендуется использовать методическое пособие «Как написать и правильно оформить реферат. Общие требования», составленное Михальчук Т.П.

Алгоритм составления литературного обзора:

1. Начинайте работу над литературным обзором заранее.

2. Изучите максимальное количество источников по теме: учебники, научные журналы, монографии, информацию в сети Интернет, нормативные документы.

3. После изучения каждого источника составляйте небольшой конспект, в котором изложите основное содержание прочитанного, обязательно укажите литературный источник.

При отсутствии ссылок на использованные источники по тексту литературного обзора работа не должна допускаться к защите.

4. Объедините все отдельные конспекты, взяв за основу хронологический принцип: изложите историю вопроса, как эта проблема решилась разными авторами, чего они добились, какие вопросы, касающиеся данной темы, остались не освещёнными.

6. В тексте при ссылке на высказывания авторов можно использовать глаголы, например: И.В. Усачев анализирует (возражает, высказывает мнение, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, конструирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет).

Материал для литературного обзора собирайте в течение всей работы над дипломным проектом и постоянно дополняйте текст литературного обзора. Литературный обзор, написанный для курсовой работы, также может быть использован как часть литературного обзора для дипломной работы, если эти работы относятся к одной тематике.

Объем главы –10-12 стр.

ГЛАВА 2 НАЗВАНИЕ

Название главы должно звучать как в оглавлении, оно отражает содержание практической части работы (опытно-экспериментальная часть), шрифт жирный, все буквы заглавные.

Материал и методы исследования

Опишите, что является объектом исследования, обоснуйте со ссылкой на цель и задачи исследования; опишите методы исследования, обоснуйте их применение.

Указываются методы исследования (лабораторные, клинические, маркетинговые, социологические, статистические и др.) и база исследования.

Практическая ценность исследования определяется тем, в какой мере полученные результаты можно привнести в повседневную деятельность медицинских организаций, учреждений или для отдельных групп пациентов.

Например: разработка рекомендаций (памяток) для пациентов по питанию, уходу за ногами и т.д.

Результаты исследования

Опишите план проведения исследования; содержание основных этапов работы; анализ результатов исследования в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм, комментарий к ним, оценку результатов анкетирования (используйте информацию, приведенную в приложениях данного пособия).

При оформлении результатов исследования рекомендуем использовать методическое пособие «Организация и методика исследовательской работы студентов», составленное Даминовой Р.Ш.

При необходимости следует выделить еще один подраздел, если содержание исследования можно разделить на 2 части.

Объем главы – 20-28 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отразить: решены ли полностью или частично задачи, достигнута или нет цель исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Результаты исследования должны излагаться обобщенно, а не цитироваться дословно (объем ≈1 стр.).

Выводы:

Выводы должны отвечать цели и задачам исследования (пример).

1. В результате систематического сестринского ухода за пациентами с ИБС, находящимися на стационарном лечении была отмечена положительная динамика в измеряемых показателях сердечно-сосудистой системы, однако, в период лечения у пациента не было уверенности в выздоровлении, что отрицательно сказывалось на результатах лечения.

Рекомендации:

Рекомендации должны соотноситься с выводами (пример).

1. Медицинская сестра должна уделять больше внимания психологическим проблемам пациента, стимулировать в нём уверенность в выздоровлении, поддерживать стабильность психоэмоционального состояния пациента.

Дата добавления: 2018-10-14 ; просмотров: 166 | Нарушение авторских прав

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Социолог использует в своих исследованиях информацию, приобретенную различными способами. Он должен обращаться к своим наблюдениям, догадке или здравому смыслу, но собственно научных знаний он может достичь только с помощью обоснованной методологии исследования. Под методологией понимается система различных правил, принципов и мер, управляющих научным исследованием.

Наряду со своей собственной методологией социология руководствуется также следующими общими критериями научного исследования.

— Систематичность при проведении наблюдений, обработке материала и рассмотрении результатов.

— Всеобъемлемость: исследователь стремится выявить общие закономерности, инвариантности, а не довольствуется описанием однократных и единичных случаев.

Чем более всеобъемлюще объяснение какого-либо явления, тем вероятнее прогно зирование его проявления.

— Точность в измерении признаков, а также в использовании и определении понятий. От методов и результатов измерения требуются надежность и валидность.

— Требование простоты, т.е. экономичности научного исследования.

Стремление к достижению целей с возможно малым количеством основных понятий и связей. Результаты исследования должны быть четки и определенны.

— Объективность. Детальное и точное изложение вопроса даст возможность проверять и контролировать исследование.

— Публичность. Опубликование результатов исследования, возможность открытой критики.

Методология социологии определяет способы и методы сбора социологического материала для получения (обобщенно говоря) ответов на вопросы, почему те или иные явления и события происходят в определенное время и в определенном месте.

Методология указывает, какие именно методы исследования можно и рекомендуется применять в каждом случае. Социологические вопросы — это такие вопросы, на которые можно ответить с помощью наблюдаемых или подтверждаемых фактов.

Самыми распространенными из методов сбора информации для социологического исследования являются эксперимент, опрос и интервью, наблюдение, а также использование статистики и документов.

Эксперимент. Ситуация эксперимента позволяет в специально контролируемых условиях изучать воздействие исследуемой переменной в экспериментальной группе. Для выяснения воздействия проводится замер до и после эксперимента в определенных ситуациях как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

При составлении экспериментальных и контрольных групп стремятся, за исключением экспериментальной переменной, к возможно большой одинаковости.

При социологическом исследовании часто трудно создать контролируемую экспериментальную ситуацию, поэтому необходимо прибегать к различным ситуациям, похожим на экспериментальную обстановку. Из таких, пожалуй, самым распространенным является использование данных «ex post facto», т. е. на основании уже происшедших фактов составляются экспериментальные и контрольные группы, причем выводы делаются только после событий, имеющих значение с точки зрения изучаемого вопроса.

Опрос и интервью. Опрос и интервью называются методом «survey». Это — общее освещение вопроса, после чего данные подвергаются статистическим обобщениям. Опросы являются, может быть, самыми частотными методами сбора информации, особенно с тех пор, как они стали распространяться, кроме социологии, и в других областях науки. Почтовые опросы позволяют удобно и с относительно маленькими экономическими затратами дойти до большого количества респондентов, но этот метод имеет также многие недостатки. Для опросов подходят лучше всего сжатые анкеты.

Интервью дает, благодаря своей многосторонности, хорошие исходные положения для весьма основательного исследования социального поведения, различных общественных отношений, мнений и т. п. Успешность интервью во многом зависит от формулировки вопросов, от интервьюера, опрашиваемого лица и ситуации интервью и, разумеется, также от актуальности изучаемой проблемы для опрашиваемого. Интервью является весьма результативным, но методологически сложным методом сбора информации.

Методы опроса и интервью включают в себя много различных вариантов.

Такими являются, в частности, групповые опросы и телефонные интервью, которые пригодны в определенных случаях.

Наблюдение. Социологу часто приходится в своих исследованиях прибегать к наблюдению для дополнения и уточнения информации, полученной с помощью других методов. Причем само наблюдение также представляет собой метод сбора инфор мации, так как путем участвующего (включенного) и неучаствующего (невключенного) наблюдения можно систематически и надежно собирать сведения о явлениях, к которым другие методы не подходят. В качестве примера участвующего наблюдения можно привести исследование тюремной общности, проведенное И.

Галтунгом, который сам находился в тюрьме как пацифист; неучаствующего наблюдения — исследование К. Брууна о нормах и обычаях употребления алкогольных напитков (не сделавшее автора поклонником Вакха).

Статистика и документы. Разные виды статистики предоставляют многосторонние возможности для социологических исследований. В официальной и неофициальной статистике собрана информация об обществе и общественных явлениях в такой мере, что в них можно найти материалы для рассмотрения самых разнообразных проблем.

Различные газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, кинофильмы, книги и письменные материалы вообще — прекрасные исходные пункты для рассмотрения многих социальных явлений и проблем методом разбора содержания. Распростра ненный в настоящее время дискурсионный анализ также успешно используется для интерпретации социальных отношений и социальных явлений. Статистика и документы в значительной степени обеспечивают объективность и научность социологических исследований.

Выборка. Объект социологического исследования бывает настолько широк, что практически невозможно проводить исследования этого объекта в целом, исследуя каждую единицу определенной генеральной совокупности. Единственной альтернативой остается делать выводы на основе выборочной совокупности, репрезентирующей генеральную совокупность. С помощью различных методов выборки, разработанных статистикой, из генеральной совокупности выбирается не кая часть оптимальных параметров (т. е. отбор), которая и подвергается исследованию и изучению. Полученные таким образом результаты позволяют делать выводы о генеральной совокупности в целом.

Читать еще:  Метастазы в печени причины симптомы диагностика особенности лечебных мер

К самым распространенным методам выборки относятся вероятностная выборка с помощью случайных чисел и систематическая выборка с равным интервалом чисел.

Когда генеральная совокупность состоит из различных групп, пожалуй, наиболее удобно использовать раздельную выборку, причем отбор берется из каждой группы.

В исследованиях, охватывающих всю страну, возможно применять групповую выборку, в которой объекты исследования сначала разделяются на группы, из которых берутся отборы. Например, когда генеральной совокупностью являются ученики 1-4 классов сельских общин, отбираются сначала изучаемые общины, потом школы, классы и, наконец, ученики. Такой метод называется четырехступенчатой групповой выборкой.

Модель исследования. Ниже представляется в виде резюме ход эмпирического исследования шаг за шагом. Даются те общие линии, которыми (с некоторыми их варьированиями) руководствуются исследователи: 1. Постановка проблемы. Естественно, что проблема исследования является его исходным пунктом и сущностью.

2. Ознакомление с ранее опубликованными исследованиями и литературой на данную тему.

3. Выдвижение гипотезы. Проблема исследования должна подвергаться экспериментированию и проверке. Для этого требуется пригодное к проверке утверждение, которое на первых порах определяет взаимосвязь переменных. Итак, гипотеза — это научно обоснованное предположение по существу исследуемой проблемы.

4. Выбор метода сбора информации и анализа данных.

5. Сбор информации.

6. Обработка материала, анализ результатов. Собственно исследовательская работа: соединение, классификация, сравнение и статистическая проверка информации, составление таблиц по полученным данным и т. п. для проверки, опровержения или подтверждения выдвинутой гипотезы и для нахождения ответов на поставленные вопросы.

7. Выводы. Представление результатов исследования, указание находок и упущений, невыясненных пунктов, оценка выполнения задачи исследования, обоснование теоретического и практического значения полученных результатов; определение в первом приближении перспективных исследований, вытекающих из результатов данного, и т. п. Названные вопросы должны излагаться в публикуемом рапорте исследования.

Выше рассматривались преимущественно количественные методы, т. е. методы, основанные на различных измерениях. Наряду с ними в социологических исследованиях применяются также методы, которые могут быть названы качественными, использующие так называемые «мягкие» материалы (напр, документы, дневники, письма). В них возможно использовать сложные статистические решения, но прежде всего различные методы интерпретации, умозаключения и философскую трактовку. Все это связано с языковым выражением.

Современное социологическое исследование является полиметодическим, т. е.

оно использует одновременно различные способы и методы для решения проблем и обеспечения возможно большей надежности результатов.

Социологическое исследование представляет собой, упрощенно говоря, поиск ответов на проблемы, избранные самим исследователем или заданные ему.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2926 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Как написать идеальный раздел «Материалы и методы»

1. Важно четко описать предмет исследования в контексте гипотезы исследования, так как это определит степень, в которой можно сделать выводы из вашего исследования. Читатель вашей статьи захочет узнать, является ли выбранная вами выборка репрезентативной для всей исследуемой выборки/категории пациентов.
Необходимо включить следующую информацию:
Если предметом исследования являются люди, следует указать основные демографические данные: возраст, пол, расовый состав (если это необходимо) и т.д.

Пример 1
«Испытуемые для этого исследования были взяты из когорты взрослых мужчин, поступивших в отделение неотложной помощи в больнице XYZ, Сан-Франциско, с жалобами на боль в груди. Пациенты были кавказской, азиатской и афроамериканской национальности. Их возраст варьировал от 25 до 65 лет ». (Другие критерии отбора были применены к этой группе до включения в исследование).

Пример 2
«Чтобы определить, был ли препаратPQR более эффективным, чем препарат DEF при лечении данного состояния, для нашего исследования были отобраны только мужчины кавказской национальностив возрасте 35–45 лет, не принимавшие ни одного препарата из этих препаратов ванамнезе. В этой когорте мы ограничили исследуемую группу мужчинами, которые перенесли, по меньшей мере, три приступа болезни за последние 6 месяцев ».

Если исследование касается животных, растений или микроорганизмов, не забудьте указать род, вид и штамм (если это необходимо).
При описании полевых исследованийследует включить данные о местонахождении растения, животного или микроорганизма, если это уместно (например, эти грибы были собраны в Национальном парке Бандхавгарх, Мадхья-Прадеш, Индия). Местоположение должно быть как можно более точным, и иногда карта может оказаться очень полезной.

Следует также указать критерии отбора для вашего исследования, в том числе:
— Откуда взят образец (лес/ортопедическая клиника/сафари)
— Любой используемый конкретный метод отбора проб (например, щеточная биопсия полости рта/эндоскопия)
— Когда были получены образцы, и почему было выбрано это время (например, зима/раннее утро/натощак)
— Как вы определяли размер выборки

Когда речь идет о животных или других организмах, необходимо указать:
— критерии отбора, как указано выше
— вес
— пол
— возраст
— условия содержания, лечения и обращения до эксперимента (где они содержались/диета/какие-либо специальные инструкции)
— генетический фонд/вид/используемый штамм (особенно важно, когда генетические факторы влияют на исследование)
— такие подробности, как используемые реагенты, место, где они были изъяты, их концентрация, любые использованные инструменты (вместе с их маркой и моделью) и т. д.
При исследовании пациентов, блок-схема поможет показать более ясным способом, как вы выбрали исследуемую категорию и распределили пациентов по разным группам в исследовании.

Например:

2. Что было сделано в исследовании?

а) Гипотеза, которую вы пытаетесь доказать, а также ваше обоснование и предположения (кратко изложите эту информацию здесь, в разделе «Обсуждение» можно подробнее остановиться на этом)
б) тесты/исследования/эксперименты, которые вы провели
в) используемые переменные (указать как независимые переменные, так и управляемые зависимые переменные)
г) имелись ли какие-либо искажающие факторы (вмешивающие переменные) или внешние переменные и каково их влияние
д) количество выполненных повторов

3. Какие элементы контроля использовались?
В исследовании должна быть контрольная группа (например, все женщины, рожавшие в декабре 2004 года в больнице XYZ; животные, которым не давали исследуемый корм; растения, произрастающие в данной области, которые не опрыскивались химическим веществом Y), с которой можно сравнить результаты исследования.

Это позволяет сделать выводы и помогает четко определить переменные. Если контрольная группа четко определена, полученные результаты будут более убедительными.

4. Как проводилось исследование?
Теперь, когда ваши читатели знают, какими были ваши материалы (пункты 1, 2 и 3 выше), они захотят узнать, как вы провели свое исследование. Другими словами, теперь нужно написать раздел «Методы» вашей статьи.
Помните, что нужно предоставить столько информации, сколько ее будет достаточно для воспроизведения вашего исследования коллегой, который, вероятно, будет так же знаком со стандартными методами, как и вы.
Общий недостаток раздела «Методы» заключается в том, что он слишком многословный.
Чтобы избежать этого, используйте четкие, точные предложения. Старайтесь не использовать очень короткие предложения, так как в результате описание будет длинным. Помните, что ваш читатель, скорее всего, работает в той же области, что и вы.

Пример:
«Аппендикс был рассечен. Разрез был произведен на расстоянии 1 см от конца аппендикса. Толщина его составляла 5 мм. Затем он был помещен в формалин. После этого он был доставлен в лабораторию ». Это излишне длинное описание. Лучше дать такое описания: «Аппендикс был рассечен на расстоянии 1 см от конца. Срез толщиной 5 мм был доставлен в лабораторию в формалине ».
Будьте точны в терминах, которые вы используете.

Читатель не поймет, что вы подразумеваете под местоположением 1 и местоположением 2, но поймет «Река» и «Озеро». Аналогично, пробирка 1 и пробирка 2 – неточные термины, но ацетон и этанол – точные термины.

Пример:
«Полученная смесь была разделена на две части, и половина была добавлена в пробирку 1, а оставшаяся часть была добавлена в пробирку 2» — такое описание введет читателя в заблуждение. Однако, если написать: «Полученная смесь была разделена на две части, одна половина была смешана с ацетоном, а другая была смешана с этанолом», читатель получит гораздо лучше представление о методике.

При описании методов, которые использовались для проведения исследования, следует описывать точную последовательность действий.
— Описание исходного состояния вместе с любыми измерениями базового уровня
— Описание проведенных испытаний в порядке их проведения
— Измерение и регистрация всех изменений в результате вышеуказанных испытаний

5. Как были проанализированы результаты?

Это последняя часть раздела «Материалы и методы». Она рассказывает читателю, как вы обобщали собранные данные. Тут также упоминаются методы, используемые для анализа данных, чтобы подтвердить гипотезу исследования.

Здесь необходимо сообщить читателям:
— Как были обобщены и представлены данные(средние значения, срединные/медианные значения, проценты)
— Каким образом вы сообщаете о характеристиках изменчивости, таких как стандартное отклонение (СО) и среднее квадратическое отклонение среднего (СКО) (чтобы избежать постоянных повторений, таких как + СО)
— Статистические тесты, используемые для анализа
— Какое p-значение считается статистически значимым
— Другие числовые или графические методы, используемые для анализа данных

ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Одним из наиболее важных компонентов любого исследования на животных или человеке являются этические требования. Этические вопросы – предмет серьезной озабоченности в современной исследовательской среде. Так, если ваша изучаемая популяция состоит из людей или животных или создает ситуацию, которая может повлиять на них, необходимо четко указать, как вы решили эти проблемы.
Вам нужно будет предоставить:
— Одобрение комитета по этике вашего исследовательского центра
— Информацию о том, насколько данное исследование соответствовало этическим стандартам, регулирующим научные исследования
— Информацию о том, какие шаги были предприняты для соблюдения этических норм (например, как были защищены персональные данные пациентов; как было получено информированное согласие)

Что происходит, когда этические требования не выполняются?
Если вам не удастся получить информированное согласие пациентов на участие в вашем исследовании или вы не будете следовать рекомендациям по исследованиям на животных, редактор журнала может отклонить вашу статью. Однако, если журнал узнает о несоответствии после публикации статьи, ваша статья может быть отозвана.
Чтобы избежать этого, перед началом любого исследования, в котором участвуют животные или люди, необходимо узнать об этических требованиях. Кроме того, вы можете взглянуть на рекомендации некоторых авторитетных журналов в своей области и проверить требования, соблюдение которых они ожидают в подаваемых на публикацию статьях.
Это поможет устранить серьезные проблемы и разочарования на более позднем этапе.

Клинические испытания имеют решающее значение для открытия новых методов лечения, но прежде чем приступать к ним, важно понять, что повлекут за собой эти испытания.

Что следует и чего не следует делать при подготовке раздела «МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ»

1. Принять стандартный стиль изложения
В этом разделе используйте простое прошедшее время. Кроме того, используйте пассивный залог, по возможности, но иногда можно использовать и активный залог. В последнее время во многих статьях доказывается право собственности на исследование с использованием таких фраз, как «мы выполнили», «мы оценили», «мы реализовали» и т.д. Независимо от того, какой стиль вы предпочитаете использовать, пишите понятным языком.
2. Не исключайте мелкие детали
Имейте в виду, что коллеги-исследователи ссылаются на этот раздел, если они хотят воспроизвести ваши результаты. Поэтому предоставьте как можно больше количественных и статистических данных вместе с любой другой небольшой, но важной информацией.
3. Организуйте эксперименты/процедуры
Для эффективной презентации информации организуйте каждый свой эксперимент или процедуру как отдельную единицу. Иногда лучше представить план исследования и процедуру как единое целое, поскольку это поможет читателям понять суть исследования.
4. Не включайте любую ненужную информацию
Хотя предоставление подробной информации чрезвычайно важно, следует исключать любые не относящиеся к делу сведения, такой как цвет ведра со льдом или имя человека, который записывал ваши данные. Такая информация не должна попадать в статью. Определите информацию, которая имеет отношение к вашему эксперименту и его анализу, и включите только это.
5. При необходимости обращайтесь к опубликованной литературе.
Если вы использовали метод, который был опубликован в другом источнике, сошлитесь на него и процитируйте его. Это поможет вам избежать повторения, тем самым сэкономить ваше время и ограничить количество слов. Тем не менее, не забудьте упомянуть о любых модификациях, которые вы могли внести в стандартную процедуру, в цитируемом вами источнике.
6. Не следует представлять результаты и интерпретировать данные

Воздержитесь от обсуждения результатов или их интерпретации, потому что у вас есть отдельные разделы для этого. В данном разделе излагаются только материалы и методы и больше ничего

Читать еще:  Печеночная колика симптомы и первая помощь

КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО БЕГЛОГО ПРОСМОТРА ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ СТАТЬИ

1. Определили ли вы предмет исследования?
2. Указали критерии отбора?
3. Подробно ли описан план исследования, включая гипотезы, обоснование и предположения, а также используемые переменные?
4. Четко ли вы указали контрольные группы, установленные для вашего исследования, и определили контрольную (ые) группу (ы), с которой сравнивались ваши данные?
5. Имеется ли краткая информация о проведенных экспериментах, количестве повторений, измеренных параметрах, и в каком виде были собраны данные?
6. Описаны ли этапы эксперимента кратко, в хронологическом порядке, в котором они проводились?
7. Указаны ли используемые инструменты, а также процедуры калибровки, методика измерений и сведения о производителе?
8. Предоставлена ли информация об используемых реагентах и химических веществах, а также информация о поставщике?
9. Если проводились расчеты для получения показания/результата, был ли упомянут метод расчета?
10. Упомянуты ли методы, которые использовались для анализа собранных данных и какие статистические тесты проводились?
11. Указано ли, как вы решили этические вопросы (если таковые имеются), поднятые в вашем исследовании?

Написать этот раздел статьи не сложно, так как не требуется никакой интерпретации или обсуждения результатов. Нужно только помнить о раскрытии всех соответствующих подробностей в организованном порядке и получить этическое согласие и разрешения, применимые к данному исследованию.

Методы исследования в научной работе

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector