1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины и разновидности патологии

Патология — это болезнь или что-то другое?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Норма – это установленный стандарт, эталон в определённых сферах жизни человека. Это понятие используют такие науки, как терапия, гигиена, психология, социология и т.д.

Норма нужна для того, чтобы описать качественный уровень условий проживания, состояния тела и психики. Но на человека всегда действуют внешние и внутреннее факторы, поэтому сложно постоянно сохранять и поддерживать эталон на протяжении всей жизни.

Как результат, появляются болезни как соматические, так и психические, неудовлетворённость условиями. Какое к этому имеет отношение патология и что это вообще такое? Давайте разбираться вместе.

Что это такое и история зарождения патологии

Слово патология происходит от греческого παθος («страдание», «боль», «болезнь») и λογος («слово», «понятие», «учение»). По сути, это изучение болезней и их влияния на организм человека.

Ещё древние люди размышляли о том, почему в какое-то время они начинают себя плохо чувствовать, с чем это связано. Причина возникновения недуга оставалась тайной. Часто она объяснялась со стороны религии, будто данную особу прокляли боги, поэтому её тело и психика страдает от недуга.

Гиппократ – учёный Греции и Древнего Рима – вот кто ввёл научный подход к изучению заболеваний. Именно он впервые описал различные заболевания и травмы. Конечно, это было на поверхностном уровне, поскольку не делалось вскрытие трупов для более детального исследования.

Гиппократ утверждал, что в теле есть 4 жидкости: жёлтая и чёрная жёлчь, флегма и кровь. Если они правильно сбалансированы в организме, то человек будет здоровым. Если же есть какие-то отклонения от закономерности, то это вызовет патологию (немного напоминает остеопатию).

Только в эпоху Возрождения трупы начали вскрывать и делать из них пособия для тщательного исследования. Везалий – учёный, который наградил мир своими первыми рисунками анатомического устройства человеческого тела, а также – зарисовками патологий, которые могут развиваться у человека.

После этого разные специалисты в разное время рассматривали и изучали физическую оболочку человека. Дополняли новой информацией через записи, зарисовки. Создавалось общее представление о болезнях. Но все данные не находились в какой-то одной базе, а представляли из себя разрозненные очерки, которые описали ту, или иную патологию.

Шлейден и Шванн уже использовали микроскоп и открыли миру информацию о том, что весь наш организм создан из клеток, которые способны делиться и образовывать новые. После этого учёный Вирхов опроверг мистическое объяснение болезням и сформировал свой взгляд на патологию, основываясь на исследованиях.

Вирхов заявил, что в теле человека не только клетки являются живыми, но и есть чужеродные бактерии и вирусы. Именно они являются причиной воспаления. Также представил информацию о патологическом росте клеток опухоли. Это были данные, которые совершили революцию в мире учёных-патологоанатомов.

Патология — это медицинская наука

Патология – это раздел медицинской науки, изучающий причину возникновения болезней, как они протекают, к чему приводят. Термин также используется, как синоним к процессу проистекания заболевания.

Как любая наука, патология основывается на двух методах изучения:

Патология в современном мире базируется на вскрытиях трупов (патологоанатомы этим занимаются). Учёные смотрят на тело, которое было подвержено болезням, изучают системы органов, как они изменились.

Полученную информацию сравнивают с нормой и эталоном здорового тела. После чего устанавливают причинно-следственную связь между вирусом или бактерией, и результатом их жизнедеятельности в организме человека (патологией).

Не всегда удаётся с первого взгляда установить причину и механизм воздействия. Тогда приходит на помощь другой метод исследования болезней – экспериментальный. Для этого используют животных.

Берут фактор, который считают, что именно он вызвал определённую патологию. Воспроизводят данный фактор в организме крысы, например. И смотрят, как она отреагирует.

Если симптомы похожи или одинаковые, тогда такой эксперимент доказывает, что именно эта причина вызвала в человеке ту или иную болезнь. Если же нет – ищут другие возможные факторы и их воспроизводят на животных.

Для того, чтобы оценить важность такого метода (все же страдают невинные животные), давайте снова вернёмся к истории.

На сегодняшний день всем известна такая болезнь, как туберкулёз, и чем она вызывается. Но раньше учёные были в замешательстве. Хотя было много трудов и описаний этой болезни, никто не мог понять, что вызывает похожую патологию в разных системах органов. И действительно ли это та самая болезнь, а не разная.

Поэтому учёный Кох выделил возбудитель из клеток пациента, больного на туберкулёз. Ввёл его животным. И определил, что бактерия вызывает ту же болезнь в разных органах, как и у человека.

После этого снова выделили возбудитель из клетки, но уже у этого животного. И оказалась, что это одна и та же бактерия. В честь учёного была названа палочка Коха – бактерия туберкулёза. После этого эксперимента медицина стала активно разрабатывать лекарства, уже зная врага в лицо.

Виды патологии, составляющие дисциплины и диагностика

Патология делится на две части в зависимости от объекта и ситуации:

Общая патология занимается тем, что изучает связь между причиной и следствием болезней, которые присущие человеку. Для того, чтобы пополнить новой информацией общие сведения во всем мире.

Поскольку не все патологии идеально изучены на сегодняшний день: появляются методы и аппаратура, с помощью которой можно дополнить пробелы из прошлого столетия. К тому же вирусам и бактериям свойственно мутировать, становится более сильными. Поэтому есть потребность в постоянном исследовании, чтобы подбирать действенные лекарства.

Кроме этого, из-за современных негативных факторов среды возникают патологии, которых раньше вовсе не было. Например, выхлопные газы или фастфуд делают свое черное дело.

К частной патологии относится установление диагноза конкретного пациента, который умер от болезни в больнице. Его тело везут на вскрытие; изучают органы, которые были подвержены патологическим изменениям.

Патологоанатомы описывают то, что видят при вскрытии, а также отправляют частички органов для лабораторного исследования. После осмотра тканей под микроскопом делают заключение о причине смерти, ставят диагноз.

Также патологию органов изучают у пациентов, которые находятся в больнице, чтобы установить причину болезни и приписать правильное лечение.

Исследуют такие вещества, как:

  1. бактериологическое анализы;
  2. изучение функции определённых органов;
  3. исследования на наличие грибков и паразитов.

Для того, чтобы создать полную картину патологии человека, используют такие дисциплины:

  1. патологическая анатомия и гистология – изучают органы и ткани;
  2. патологическая физиология – нарушения функционирования органов и их систем;
  3. биохимия – дисфункция на уровне молекул и веществ;
  4. микробиология и вирусология – организмы, которые влияют на возникновение болезни;
  5. генетика – причина патологии на уровне ДНК, врождённый фактор.

Краткое резюме

Человеческий организм – это очень сложная система.

Только объединив разные методы исследования, дисциплины, проводя эксперименты, учёные могут приблизиться в полной информации о патологиях (отклонениях от нормы — болезнях). Чтобы вовремя их профилактировать и изобрести лекарства с высокой эффективностью.

Автор статьи: Марина Домасенко

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возраста­ет. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдель­ных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиениче­ских, экономических, экологических условий для будущих ма­терей и детей разных возрастных групп. У многих детей возни­кают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и по­требностей. Эти и многие другие патологические факторы при­водят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объ­единяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т. е. развития инди­вида в отличие от развития вида (филогенез). Многочислен­ными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомо­торного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и соци­альной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка глав­ным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздей­ствия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают педагогическая шпущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными осо­бенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощу­щениями неуспеха.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследова-

тели выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями
слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата
и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим или реактивным состоянием и кон­
фликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) фор­
мами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофрены в степени де-
бильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболе­
ваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии пред­ставлена в работе М.А.Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (М., 1967).

Возможно и другое подразделение на группы:

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими
нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве психических
деприваций (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психи­
ческого развития. — М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классифика­ция детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и
зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно от­
сталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами
развития;

6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

Психомоторное развитие ребенка — сложный диалектиче­ский процесс, в нем отмечаются последовательность и нерав­номерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими ста­диями, каждый возрастной этап характеризуется качествен­ным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами. Неблагоприятное воздействие в период внутриут­робного развития называется пренаталъным, в период родо­вой деятельности мотальным, а после рождения — постнаталь-ным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называ­ется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патоло­гические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление роди­телей алкоголем, наркотиками, курением; физические и пси­хические травмы женщины в период беременности; инфекци­онные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия — недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредо-вые факторы — неблагоприятная экологическая ситуация, про­фессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин — патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуля­цией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифициро­ванное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и раз­личными прижизненными факторами: опухоли мозга (менин-гиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекци­онные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание — полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специаль­ные структуры половых клеток родителей — хромосомы -передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (аберрации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным со­временной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 де­тей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при дли­тельных соматических заболеваниях, вызывающих истоще-

ние ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонений в развитии повы­шается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим пораже­нием центральной нервной системы, называются органически­ми нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефииитар-ном развитии. В их числе: социально-педагогическая запу­щенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмо­ционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окру­жающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Читать еще:  Причины и лечение австралийского гепатита

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павло­ва, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равнове­сие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию. Функциональные нару­шения обычно являются более легкими по сравнению с ор­ганическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С.Выготский выдвинул тезис об общности закономер­ностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступа­тельный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачко­образным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым об­щим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенно­стями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются * от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется сис-и’мным проявлением, в котором выделяются первичные и н i оричные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим ниляется нарушение речевого общения, когда у ребенка нару­шена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При ана-пизе конкретного вида нарушенного развития важно учиты-нать общие для нормального и аномального развития зако­номерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития ано­мальных детей являются трудность их социальной адаптации, (атруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с соци­альной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направ­ленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенно­сти воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нару­шений отдельных психических процессов и функций, от воз­растных и компенсаторных возможностей ребенка, от харак­тера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная по­мощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагно­стической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений — залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоас­пектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в раз­витии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагоги­ческие меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обна­ружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходи­мую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адек­ватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у

него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь опреде­ленный запас сведений по специальной психологии и коррек-ционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономер­ностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обуче­нии и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклоне­ниями в развитии.

Современный подход к коррекции и компенсации откло­нений в развитии может быть охарактеризован как комплекс­ный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физическо­го состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стан­дартизированным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Причины и разновидности блефарита с фотографиями патологии и методами диагностики

Блефарит проявляется не только косметическими нарушениями, покрасневшими и огрубевшими веками, он еще и мешает глазу нормально функционировать и снижает качество жизни. Блефарит у детей и взрослых проявляется сухостью глаза, веки становятся тяжелыми, появляется ощущение инородного тела, отечность. В редких случаях появляется слезотечение.

Интенсивность симптомов зависит от стадии процесса и его активности. Если в глаза попадает больше раздражителей и аллергенов – вся симптоматика будет чрезвычайно выраженной. А лечение блефарита может затянуться до 3-4 месяцев.

Что такое блефарит, причины

Блефарит , это хроническое воспаление края век. Патология тяжело поддается лечению, поскольку имеет склонность к рецидивированию.

Причины развития блефарита окончательно не выяснены. Неизвестно, почему у одних людей развивается это заболевание, а у других – нет. Факторы риска, которые способствуют появлению блефарита:

  1. авитаминоз, в частности недостаточное количество витамина А и других жирорастворимых витаминов,
  2. глистные инвазии,
  3. тонзиллиты в хронической форме,
  4. заболевания пищеварительной системы, которые приводят к нарушению всасываемости полезных веществ в кишечнике,
  5. кариес и другие патологии зубов,
  6. некорректируемые аномалии зрительного аппарата: астигматизм, амблиопия, гиперметромия или дальнозоркость,
  7. внешние загрязнители воздуха: пыль, грязь, дым, вредные химические вещества,
  8. конъюнктивит стрептококковой или стафилококковой природы.

Если иммунная реактивность не нарушена, человек не имеет склонности к аллергии и редко болеет конъюнктивитами, то вероятность развития блефарита мала.

Разновидности патологии

Выделяют несколько типов блефарита в зависимости от вида выделений.

Самый распространенный вариант – простой или чешуйчатый блефарит, который характеризуется сухостью глаза, ощущением постороннего тела. Визуально с края век отторгаются много чешуек ороговевшего эпителия вместе с густым секретом мейбомиевых желез. Кожа края век гиперемирована, красная, но язв или корочек нет.

Язвенный блефарит по латыни звучит как blepharitis ulcerosa. Он характеризуется большей степенью дифкомфорта для пациента, поскольку на краях век начинают появляться единичные гнойнички и корочками сверху. Эти гнойнички – результат нагноения волосяных фолликулов и сальных желез. Если самостоятельно отдирать корочки, то на их месте образуются эрозии, а затем рубцы. Деформация края век приводит к неправильному росту ресниц, недостаточному увлажнению глаза. Это приводит к тому, что веки имеют мозолистый вид, что по латыни обозначается как tyiosis.

Неправильный рост ресниц называется трихиазом.

Мейбомиевый блефарит – распространённая форма заболевания, которая имеет склонность к рецидивам и тяжело поддается лечению. Блефарит развивается на фоне нарушения функции мейбомиевых желез.

Мейбомиевы железы в норме отвечают за выработку специального жирового секрета, который не дает возможность глазам и векам мокнуть от слез, а также защищает глаз от высыхания.

При мейбомиевом блефарите кожа век и конъюнктива красные, а во время массажа век стеклянной палочкой выделяется густой белый секрет. В уголках очных щелей собираются белые пенистые выделения.

Аллергический блефарит сопровождается покраснением и сухостью глаз. Появляются рези в глазах и зуд. В большинстве случаев при течении патологии более 5 дней обнаруживаются чешуйки на веке.

Демодекозный блефарит провоцируется клещом, который живет в коже человека, питаясь выделениями сальных желез. Этот блефарит сопровождается зудом, а на ресницах можно наблюдать склеенные участки у основания и гнойные корочки.

Угревой блефарит признают как самостоятельную патологию не все врачи. Причиной этой патологии является угревая сыпь, которая поражает веки.

Хронические блефариты часто сочетаются с хроническими конъюнктивитами и кератитами.

Диагностика

Чтобы диагностировать блефарит не нужно никаких инструментальных исследований. На первичном этапе необходима только квалификация врача-офтальмолога.

Для визуальной фиксации блефарита используют методику фокального освещения. Врач делает следующее:

  1. сажает человека возле настольной лампы, так чтобы источник света располагался справа и спереди от пациента,
  2. дезинфицирует руки и насухо протирает их,
  3. садится напротив пациента и берет увеличительное стекло с силой 13 диоптрий,
  4. располагает увеличительное стекло так, чтобы линза была направлена перпендикулярно лучам света на расстоянии 7-7,5 см,
  5. фокус лучей света должен находиться на внешнем уголке очной щели пациента,
  6. линзу можно перемещать, исследуя веко, слезную щель, исследуя пространство между веками, вокруг слезных точек,
  7. чтобы осмотреть конъюнктиву необходимо попросить пациента подвигать глазным яблоком влево, вправо, вниз и вверх,
  8. при осмотре нижнего века необходимо попросить пациента направить взгляд вверх, оттянуть само веко вниз и направить туда свет,
  9. чтобы осмотреть верхнее веко, его необходимо вывернуть пальцами или стеклянной палочкой,
  10. верхнее веко также осматривается под светом лампы.

Эту процедуру необходимо провести для двух глаз. Блефарит в 90% случаев – симметричный процесс.

При демодекозном блефарите исследуют ресницы: берут по 4 ресницы с каждого века, добавляют каплю глицерина и исследуют на предметном стекле под микроскопом.

Если есть подозрения на нарушение обмена веществ у пациента, склонность к аллергиям – необходимо сдать соответствующие анализы крови или пройти инструментальные исследования. Если причина блефарита найдется, необходимо в первую очередь купировать ее. При устранении причины вопрос о том, как вылечить блефарит , неактуален, патология может излечиться самостоятельно. А все симптоматические средства и мази от блефарита только ускоряют процесс регенерации.

На что стоит обратить внимание при блефарите:

  1. сезонность заболевания, если такая имеется,
  2. триггеры или провоцирующие факторы обострения,
  3. количество эозинофилов в общем анализе крови: их повышение свидетельствует об аллергическом процессе или глистной интоксикации,
  4. анализ кала на яйца глистов,
  5. кожные прик-тесты с аллергенами,
  6. мазки на кокковую флору (стафилококк, стрептококк),
  7. шкребок на клеща демодекс с кожи лица.

Фото разновидностей блефарита.

Чешуйчатый или простой блефарит аллергический блефарит Демодекозный блефарит Язвенный тлт гнойно-язвенный блефарит

Лечение

Лечение блефарита препаратами начинается после ежедневного самомассажа век и гигиенических процедур. Гигиенические процедуры можно выполнять теплой водой или с использованием средств: блефарошампунь, блефарогель.

Детальнее о методах лечения блефарита читайте в этой статье.

Массаж век при блефарите

Необходимо каждое утро промывать веки теплой водой с детским мылом. Затем после размягчения корочек их можно легко снять ватной палочкой. Массаж также выполняется при помощи палочки, но не ватной, а чаще стеклянной, которая продается в аптеке.

Не стоит массажировать веко немытыми пальцами.

Необходимо несильно нажимать кончиком палочки на край века. В это время будет выделяться небольшое количество чешуек или секрета. Выделения снимаются чистой ватной палочкой. Массажировать нужно ежедневно в течение 3-4 минут. Затем веко протирают смесью спирта для дезинфекции. После данной процедуры можно продолжать лечение блефарита лекарствами: мазями, каплями.

Препараты

В качестве дезинфицирующего раствора используют фурациллин в концентрации 1:5000.

При аллергической природе блефарита назначают антигистаминные капли:

  1. Лекролин (натрия кромогликат),
  2. Кромогексал (натрия кромогликат),
  3. Опатанол (олопатадина гидрохлорид),
  4. Полинадин (димедрол и нафтизин),
  5. Аллергодил (азеластина гидрохлорид),
  6. Визин аллерджи.

Все антигистаминные препараты могу вызвать сухость в глазу и кратковременное усиление неприятной симптоматики.

Иногда требуется назначение гормональных препаратов, таких как Дексаметазон, Тобрадекс.

Лечение блефарита, вызванного бактериями требует назначения антибактериальных средств для глаз:

  1. Тобрекс (тобрамицин),
  2. Ципролет, Ципромед для глаз (ципрофлаксацин),
  3. Флоксал мазь от блефарита, Офлоксацин мазь (офлоксацин),
  4. Сигницеф (левофлоксацин),
  5. Левомицетин (хлорамфеникол),
  6. Витабакт (пиклоксидин),
  7. Сульфацил-натрия (сульфацетамид),
  8. Макситрол (неомицин + полимиксин В + дексаметазон).

Самостоятельно нельзя назначать антибиотики для глаз. Поскольку при неправильном подборе средства флора станет резистентной и нечувствительной к препаратам. Блефарит будет тяжелее вылечить.

При наличии демодекса используют капли «стоп демодекс». Используются мази и кремы Дермазол, Демалан, Блефарогель №2. Дополнительно назначают препараты в виде капель: Тобрекс, Ципромед, Левомицетин.

Операция

Оперативное лечение блефарита не проводится. Только в случае сопровождения патологии халязионом – уплотнением возле мейбомиевых желез или при вывороте и завороте век на фоне хронического течения блефарита.

Народные методы

Не рекомендуется использовать народные методы лечения при блефарите. Наиболее часто можно встретить опасные советы для пациентов, связанные с народными средствами. Об опасности каждого метода детальнее:

  1. Чайные пакетики. Не стоит промывать ими веки, поскольку можно занести инфекцию и спровоцировать обострение заболеваний.
  2. Отвары чистотела , активные, могут обжечь слизистую оболочку глаза. Другие растительные отвары могут спровоцировать приступ аллергии и усиление блефарита (календула, чабрец).
  3. Хозяйственное мыло – опасный аллергизирующий агент, который дополнительно сушит пересохшую кожу.

В качестве симптоматического народного лечения можно использовать касторку или рициновое масло. Необходимо аккуратно наносить средство на веки с утра ватной палочкой. Если нанести много, то повышается вероятность нарушения прохождения слезной точки. Это в дальнейшем может привести к дакриоциститу – воспалению слезного мешка.

Читать еще:  Какие причины болезни печени

Основные виды болезней человека

На сегодняшний день существует множество видов болезней человека, и для того, чтобы ориентироваться в этом многообразии, патологии собрали в группы. Таким образом, ученые разделили недуги, учитывая различные признаки: путь заражения, возбудители, особенности возникновения, пораженные органы и системы, вид патологии и т. д. Исходя из этого, специалисты разделили патологии по МКБ-10, есть и общее деление, используемое врачами.

МКБ-10

На территории РФ установлен единый нормативный документ, по которому ведется учет заболеваемости, причин обращения к врачу – это МКБ-10. Принятая Международная классификация болезней внедрена в практику здравоохранения РФ в 1999 году приказом Минздрава от 27.05.1997 г. № 170. К 2018 году ВОЗом были внесены дополнения и изменения. Согласно планам Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году будет официально действовать МКБ-11.

Деление патологий по МКБ-10

В МКБ-10 включены следующие виды болезней:

  1. Инфекционные и паразитарные патологии.
  2. Новообразования.
  3. Патологии крови, органов кроветворения.
  4. Заболевания эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
  5. Психические болезни, нарушения поведения.
  6. Заболевания нервной системы.
  7. Заболевания глаз.
  8. Болезни уха.
  9. Патологии органов дыхания.
  10. Болезни пищеварительной системы.
  11. Кожные заболевания.
  12. Болезни костно-мышечной системы.
  13. Патологии мочеполовой системы.
  14. Беременность, роды, период после родов.
  15. Врожденные аномалии, деформации, хромосомные нарушения.
  16. Травмы, отравления.

К каждой группе относят множество самых разных патологий.

Основные категории патологий

Все существующие виды болезней также делят на следующие категории:

  1. Хирургические.
  2. Женские недуги.
  3. Болезни детей.
  4. Нервные.
  5. Психические.
  6. Внутренние.
  7. Стоматологические патологии.
  8. Глазные.
  9. Заболевания лор-органов.
  10. Кожные и венерические заболевания.

Это образное деление на виды болезней, которое не претендует на звание точного. Конечно, медицина не стоит на месте, каждый год открываются новые факты о тех или иных патологиях. Из-за этого их постоянно группируют по-новому. Даже список МКБ-10 был пересмотрен, в эту официальную классификацию внесены дополнения, изменения. Однако представленное выше деление недугов остается неизменным. В каждой категории есть деления на виды болезней человека по системам.

Категории болезней, учитывающие поражение системы

А какие виды болезней бывают с учетом пораженных систем? Как недуги делятся?Врачи выделяют следующие группы заболеваний:

  1. Болезни сердечно-сосудистой системы.
  2. Заболевания нервной системы.
  3. Болезни мужской мочеполовой системы.
  4. Болезни женской мочеполовой системы.
  5. Болезни желудочно-кишечного тракта.
  6. Болезни опорно-двигательного аппарата.
  7. Эндокринные заболевания.
  8. Кожные болезни.
  9. Патологии лор-органов.
  10. Болезни органов дыхания.
  11. Онкологические заболевания.

При таком виде деления болезней не выделяют отдельно инфекционные и другие виды патологий.

Деление по течению и уровню патологии

Классификация каждой болезни проводится по характеру течения. По этому критерию патологии делятся на острые и хронические болезни. Также заболевания делятся по уровню, на котором выявляются патологические изменения. По этому принципу деления выделяют следующие основные виды болезней: клеточные, органные, тканевые, молекулярные, хромосомные.

Виды заболеваний по этиологии и методу лечения

По этиологическим факторам все болезни делятся на следующие:

  1. Физические.
  2. Механические.
  3. Психогенные.
  4. Химические.
  5. Биологические.

Также все виды патологий делят по методу лечения. Данная классификация выделяет терапевтические, хирургические, гомеопатические и иные виды.

Нозологическое деление

Чаще всего деление патологий проводится по нозологическому методу. В основу данного принципа положена группировка патологических состояний по схожим (родственным) признакам. Однако даже эта методика полностью не может удовлетворить потребности практикующих врачей. К примеру, пневмония может быть отнесена к патологиям органов дыхания, инфекционным болезням и аллергии.

Инфекционные заболевания

Существует несколько видов инфекционных болезней:

По числу возбудителей, вызвавших недуги, выделяют моноинфекции и смешанные виды, или микстинфекции.

Другой вид классификации всех патологии заключается в способе проникновения инфекции. По этому критерию болезни делят на экзогенные (возникающие в результате проникновения возбудителей извне) и эндогенные. Последние представляют собой все виды болезней, которые вызываются условно-патогенными микроорганизмами. Чаще всего данный вид вызывает поражение миндалин, кишечника, бронхо-легочной системы, мочевыделительных путей, патологии кожи. Обычно эндогенные виды болезней возникают при снижении защитных сил организма, вызванном длительным приемом антибиотиков, плохой экологией и другими факторами.

По степени контагиозности инфекционные болезни делятся на:

  1. Неконтагиозные, т. е. незаразные. К этому виду относят такие патологии, как малярия, псевдотуберкулез, ботулизм и пр.
  2. Малоконтагиозные (бруцеллез, орнитоз и т. д.).
  3. Контагиозные (ОРВИ, грипп, брюшной тиф и прочие).
  4. Высококонтагиозные (холера, ветряная оспа).

Есть классификация болезней, учитывающая расположение возбудителя в организме, пути передачи и выделения возбудителя во внешнюю среду. По этому критерию выделяют следующие виды:

  1. Кишечные инфекции. Обычно заражение происходит через рот. Болезни распространяются фекально-оральным методом.
  2. Болезни дыхательных путей. Распространение патологии происходит воздушно-капельным путем.
  3. Трансмиссивные кровяные недуги. При данном виде болезней передача возбудителей происходит через блох, комаров, клещей и др.
  4. Нетрансмиссивные кровяные инфекции. Заражение происходит при переливании крови, плазмы, во время инъекций.
  5. Болезни наружные, возникающие при контакте.

Есть ряд других видов заболеваний, которые учитывают среду обитания возбудителя, тяжесть недугов, степень клинических проявлений, особенности течения.

Патология

I

Патология (греч. pathos страдание, болезнь + logos учение)

наука о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней, основанная на фактическом материале различных медико-биологических дисциплин. Каждая из этих дисциплин фиксирует ту или иную сторону болезней человека: патологическая анатомия и гистология изучают морфологические изменения органов и тканей, биохимия — нарушение процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне, патологическая физиология — механизмы функциональных расстройств, генетика — причины наследственных болезней, микробиология и вирусология — взаимоотношения организма с возбудителями инфекционных болезней и др. На основе объединения всех этих данных складывались представления о наиболее общих закономерностях течения патологических процессов, т.е. формировалось учение о болезни. Термин «патология» используют также для обозначения болезненных состояний.

Учение о болезни прошло несколько этапов в своем развитии. До середины 19 в. полагали, что основой болезни является ненормальное состояние жидких сред организма (гуморальная патология); позже, в связи с созданной немецким патологом Вихровом (R. Virchow) концепцией целлюлярной патологии, рассматривающей клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как сумму поражений множества отдельных клеток, основное внимание в развитии болезни стали уделять изменениям, развивающимся в клетках и межклеточном веществе. Большую роль в развитии П. сыграло учение о реактивности организма, его взаимоотношениях с возбудителями инфекционных болезней, механизмах невосприимчивости к ним и др. Во второй половине 20 в. особое значение в развитии П. приобрели биохимия, генетика, иммунология, цитология.

Принято различать общую и частную патологию. Общая патология изучает наиболее общие закономерности патологических процессов, которые лежат в основе болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды и др. Основываясь на синтезе частных проявлений различных болезней, общая патология дает представление о типовых патологических процессах (дистрофия, атрофия, регенерация и др.), формирует абстрактное представление о болезни как о совокупности важнейших явлений, обязательно присутствующих при любой форме недуга и составляющих его сущность. В задачи общей патологии входит разработка теоретических аспектов этиологии (Этиология) и Патогенеза болезней человека, проблем общего и местного детерминизма единства структуры и функции, компенсации нарушенных функций и др. Еще В.В. Пашутин справедливо отметил, что «общая патология представляет собой именно ту область знаний, в которой должно сконцентрироваться все выработанное различными науками, могущее служить к уяснению патологических процессов во всей их полноте». Следует считать необоснованными попытки отождествить общую патологию с одной из частных дисциплин (чаще с патологической физиологией и патологической анатомией). Для современного этапа развития общей патологии весьма характерным является то, что в связи с быстрым совершенствованием неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика и др.) расширяется возможность составить представление о динамике структурно-функциональных изменений органов на различных этапах развития патологических процессов. В результате этого общая патология, формировавшаяся ранее в значительной мере на данных экспериментальных исследований, сейчас все в большей степени становится общей патологией человека, хотя эксперимент на животных сохраняет свое значение для выяснения механизмов развития патологических процессов и поисков путей борьбы с ними.

Частная патология изучает конкретные болезни, например атеросклероз, язвенную болезнь желудка, различные инфекционные болезни и др., причины их возникновения, особенности патогенеза и морфологических проявлений, клинической картины, разрабатывает методы их диагностики, лечения и профилактики.

Особенности течения болезней, связанные с возрастом человека, изучаются возрастной П. Необходимость изучения болезней человека в связи с особенностями окружающей среды в различных районах земного шара обусловила развитие краевой и географической патологии. С появлением электронной микроскопии, гистохимии, авторадиографии, иммунохимии и др. получила быстрое развитие молекулярная П., изучающая биохимические процессы в их органической связи с клеточными мембранами, ядерными и цитоплазматическими ультраструктурами. Молекулярная П. позволяет подойти к пониманию сущности начальных стадий развития болезней человека, того, что И.П. Павлов называл «местами полома». Опыт, накопленный медиками при оказании помощи раненым на поле боя и в процессе последующего лечения ранений различных органов, лежит в основе военной П. Многие проблемы этиологии и патогенеза болезней человека разрабатывают на их экспериментальных моделях. Сведения, полученные в этой области, составляют важную часть П. — экспериментальную патологию. Большую область П. представляют исследования, посвященные изучению болезней и отдельных патологических процессов у животных на разных стадиях эволюционного развития (сравнительная, или эволюционная П.).

Попытки синтезировать фактические данные, накопленные частной патологией, и создать стройную теорию медицины пока не увенчались успехом вследствие ограниченности этих данных. Попытки такого рода нередко характеризуются общими рассуждениями, преувеличенным вниманием к какой-либо одной стороне проблемы, поэтому ни одна из них не получила дальнейшего развития.

II

Патология (pathologia; Пато- + греч. logos учение, наука)

наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Патология акушерская — раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Патология военная — раздел П. и военной медицины, изучающий боевые поражения людей, а также особенности возникновения, развития и течения у них различных патологических процессов в условиях войны и прохождения военной службы в военное и мирное время.

Патология географическая — раздел П., изучающий закономерности возникновения болезней, патологических процессов и состояний, связанные с географическими факторами.

Патология гуморальная (истор.; р. hurnoralis) — направление в П., объясняющее возникновение болезней изменениями состава внутренней среды организма.

Патология клеточная (истор.) — см. Патология целлюлярная.

Патология клиническая — см. Патология частная.

Патология констелляционная (истор.) — направление в П., рассматривавшее возникновение болезней как результат воздействия сочетания (констелляции) различных внешних н внутренних факторов без четкого выделения главных этиологических моментов.

Патология кортико-висцеральная (истор.) — направление в П., объяснявшее возникновение ряда болезней нарушением корково-подкорковых взаимоотношений и нейрогуморальной регуляции функций внутренних органов.

Патология молекулярная (р. molecularis) — раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития патологических процессов на молекулярном уровне.

Патология общая (р. generalis) — раздел П., изучающий общие закономерности возникновения, течения и исхода болезней, патологических процессов и состояний.

Патология реляционная (истор.) — направление в П., ограничивавшееся при исследовании болезней анализом связей между различными защитными и патологическими реакциями организма.

Патология солидарная (истор.; лат. solidus плотный) — направление в П., согласно которому сущность всех болезней (в отличие от гуморальной П.) состоит в первичных изменениях состава плотных частей организма; разновидностью П. с. является целлюлярная П.

Патология специальная — см. Патология частная.

Патология функциональная (р. functionalis) — направление в П., согласно которому доминирующее значение в патогенезе имеют функциональные нарушения.

Патология целлюлярная (истор.; р. cellularis; син.: Вирхова целлюлярная патология, П. клеточная) — направление в П., рассматривавшее клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как некую сумму поражений множества отдельных клеток.

Патология частная (р. specialis; син.: П. клиническая, П. специальная) — раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития отдельных болезней, патологических процессов и состояний.

Читать еще:  Наследственный и приобретенный гемохромотоз симптомы диагностические анализы лечение

Патология эволюционная — раздел П., изучающий в сравнительном аспекте болезни, патологические процессы и состояния представителей животного и растительного мира, находящихся на разных стадиях эволюционного развития.

Патология экспериментальная (р. experimentalis) — направление в П., основным методом которого является моделирование патологических процессов и болезней на экспериментальных животных.

Виды нарушений развития и их причины

Содержание учебного материала

Понятие «норма» и «отклонения» в психическом и личностном развитии.

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей.

Нарушения в соматическом, психическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка).

Этиология нарушений нервно-психического развития. Эндогенные и экзогенные факторы риска патологии.

Классификация причин: по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, натальные, перинатальные); по происхождению (органические, функциональные).

Учение о психическом дизонтогенезе (В.В.Лебединский). Классификация дизонтогенеза.

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Основные понятия: аномалия, дети с патологией развития, дети с дефектами развития, дети с отклонениями в развитии, дети(лица) с особыми образовательными потребностями, дефект, дизонтогенез, недоразвитие, нарушение развития, норма, отклонение, экзогенные, эндогенные причины.

Ведущие идеи: Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической деятельности.

Содержание учебного материала

1. как свидетельствует мировой и общественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дезадаптация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая , познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эта и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Норма — ( лат. «norma») — руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Аномалия — ( греч. anomaloz- неправильный) — патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий,объединяемых термином дизонтогенез», которым обозначают любые формы нарушений онтнгенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения,ьчто обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

2. Виды нарушений, их классификация.

К сожалению, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает, этому есть ряд причин:

* дестабилизация общества и семей;

В настоящее время единых принципов классификации и отклонениям в развитии.

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе М.А. Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях сотклонениями в развитии» (1967).

Возможно и другое подразделениеинаигруппы:

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классификация детей с нарушениями развития:

1) дети сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями ( умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

6) дети с искаженными (или дисгармоничным) развитием.

3. Этиология нарушений развития.

Этиология (греч. aitia -причина, logos — учение) — учение о причинах возникновения болезни. Причины возникновения болезни могут быть вызваны эндогенными и экзогенными факторами.

Эндогенные факторы (греч. endon — внутри, genos — род, происхождение) — возникший по причинам, лежавший во внутренней среде организма.

Экзогенные факторы (греч. exo — снаружи, genos — род, происхождение) — возникший по причинам, лежавший вне организма (травмы, инфекции, нарушения питания).

Дизонтогенез — отклонение в психическом развитии.

Психомоторное развитие ребенка — сложный диалектический процесс, в нем отмечаются последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами.

По времени воздействия на организм (пренаталъным, наталъным, постнатальным, перенатальным). Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется пренаталъным, в период родовой деятельности наталъным, а после рождения — постнаталъным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патологические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, курением: физические и психические травмы женщины в период беременности; инфекционные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия — недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредовые факторы — неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин — патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и различными прижизненными факторами: опухали мозга (менингиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекционные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясение мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие неодного какого-либо патологического фактора, а их сочетание — полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специальные структуры половых клеток родителей — хромосомы — передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (абберации) приводят к умственной отсталост ребенка, нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным современной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при длительных соматических заболеваниях, вызывающих истощение ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонения в развитии повышается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, называются органическими нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефицитарном развитии. В их числе: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционального положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушение речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павлова, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равновесие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию.

Функциональные нарушения обычно являются долее легкими по сравнению с органическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при поведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С. Выготский выдвинул тезис об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачкообразным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими особенностями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется системным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностических значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития аномальных детей является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряду других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная помощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо ранее выявление нарушений — залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагогические меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Родители о воспитатели не всегда могут адекватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь определенный запас сведений по специальной психологии и коррекционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономерностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обучении и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклонениями в развитии.

Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии может быть охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стандартизированным.

Рекомендации к изучению темы

Этиология нарушения развития.

Виды нарушений, их классификация.

Самостоятельная работа студентов

Составление логико-смысловой модели: «Виды нарушений развития, их классификация».

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте определение понятия «аномалия развития»

2) Раскройте наиболее популярные классификации отклонений в развитии, представленные в специальной литературе.

3) Какую классификацию могли бы предложить Вы?

4) Назовите причины возникновения отклонений в развитии?

Литература для самостоятельной работы

4. Бородулина,С.Ю. Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов н/Д., 2004.-C.27-34.

5. Гонеев,А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики.[Текст]- М., 1999.-C.123-128.

6. Зайцева, И.А. и др. Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов н/Д., 2002.-C.17-20.

7. Коррекционная педагогика [Текст]/Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 1999.- C.13-18.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector