4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины нарушения и развития осложнений

Причины и показатели нарушений в развитии детей

Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);

2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).

К эндогенным причинам относят следующие причины:

1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением :

— транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;

— полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;

— дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;

— моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;

— инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;

2) различные наследственные заболевания :

— миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;

— аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;

— микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.

Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие деформированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.

К экзогенным причинам относят следующие причины:

1) в пренатальный период :

— хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;

— недостаток питания матери во время беременности;

— резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);

2) в натальный период :

3) в постнатальный период :

— различные инфекционные болезни;

— черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;

— отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).

При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП. ДЦП возникает в результате недоразвития и повреждения мозга в раннем онтогенезе, различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни.

Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:

— сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

— физические травмы, ушибы плода;

— психические травмы матери и т.д.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование физических функций и речи. Продолжительность жизни зависит от степени тяжести болезни.

Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на его психику большое влияние. Травмированная с детства психика часто проявляется в поведении ребенка: побеги из дома, бродяжничество, суицид, замкнутость, аутизм и т.д. Эти дети требуют к себе особого подхода, тщательно продуманной системы коррекционно-педагогической работы.

Следует отметить, что именно во время внутриутробного периода организм ребенка чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам. Именно в этот период велик риск появления большинства врожденных дефектов. В процессе родов нервная система ребенка защищена от внешних влияний. Поэтому при незначительных физических дефектах, если таковые были получены в процессе родов, ребенок может развиваться в соответствии с нормой.

Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, которые обеспечивают работу основных систем организма, среди них: защитные, ориентировочные, сосательный, хватательный, отталкивания. На первом году жизни у ребенка развиваются сенсорные и моторные функции, вследствие чего развиваются психические процессы. Развитие сенсорики и моторики обеспечивает познание многообразия окружающего мира. Если у ребенка данные рефлексы недоразвиты или вовсе отсутствуют, то это является признаком поражения структур головного или спинного мозга. Когда же они проявляются раньше времени, то это также является аномалией – поражены более высокие структуры головного мозга, которые выполняют функции торможения. Развитие зрительного и слухового анализаторов происходит от 1 до 3 месяцев. Именно зрение в этот период становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослыми.

В последующие месяцы жизни ребенок приобретает навыки свободного передвижения. На втором-третьем году развивается психическая и речевая деятельность, совершенствуются самостоятельное хождение и координация. Этот период является фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, это очень важный и значимый период в жизни ребенка, который оказывает влияние на все последующее его развитие. В возрасте 3 – 5 лет расширяется спектр социальных контактов ребенка: повышается общительность, он легко входит в контакт. Ребенок уже владеет речью и некоторым жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психического или соматического характера.

В возрасте 6-10 лет происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии. К 7-8 годам – интенсивный рост мышц, наращивание мышечной массы. К 10 годам происходит совершенствование нервной системы за счет функционального развития коркового отдела больших полушарий головного мозга. Знание особенностей развития организма ребенка, а также сущности, причин и времени появления отклонений в системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с нарушениями развития, проводить профилактическую работу по предупреждению аномалий в развитии.

Существуют критерии разграничения понятий «норма» – «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки.

Наиболее подробно выделил критерии нормы – аномалии английский психиатр М. Раттер, в соответствии с которыми необходимо учитывать:

— возрастные особенности и половую принадлежность ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов – это сигнал для беспокойства. Наличие ярких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского – у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомосексуализм;

— длительность сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему-либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, это признак аномалии в развитии;

— жизненные обстоятельства. Они могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т.д.;

— непосредственную культурную среду, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.

— степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни;

— тяжесть и частоту симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. К аномалии относят серьезные, часто повторяющиеся расстройства;

— черты, характерные для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития;

— ситуационную специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме – аномалии» в развитии ребенка, нужно учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» – «аномалия» в каждом конкретном случае – это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.

Итак, аномалия – это отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы – установленной меры, средней величины чего-либо и, как было отмечено, при учете целого ряда различных факторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Осложнение

I

патологический процесс или патологическое состояние, присоединившиеся к основному заболеванию в связи с особенностями его патогенеза или как следствие проводившихся диагностических или лечебных мероприятий. Осложнение не обязательно развивается при данном заболевании, т.к. относится к вторичным по отношению к патогенезу патологическим процессам. Его возникновению часто способствуют патологическая Реактивность организма больного, а также нарушение больным предписанных ему диеты, режима двигательной активности, правил приема лекарств. От осложнения необходимо отличать закономерные проявления болезни в виде острых, иногда опасных для жизни расстройств (например, анурия или гематурия при заболеваниях почек), а также интеркуррентные заболевания, не связанные с основной болезнью или по этиологии, ни по механизмам развития (например, внутрибольничное заражение гриппом). Поздние О. следует дифференцировать с исходами болезни. Не рассматриваются как осложнения патологические процессы, связанные с врачебными ошибками (нарушение техники оперативного вмешательства, переливание несовместимой крови и др.).

Возникающие осложнения по прогнозу могут быть значительно тяжелее основной болезни (например, тромбоэмболия легочных артерий как осложнение флеботромбоза нижних конечностей). К опасным для жизни больного относятся такие осложнения, как отек легких (Отёк легких), отек головного мозга (Отёк головного мозга), прободение язвы желудка (см. Язвенная болезнь), кишечника, язвенное кровотечение, Коллапс и др. В этих случаях возникшее осложнение требует неотложных лечебных мероприятий, проведение которых порой может затруднять лечение основного заболевания. Так, развитие острых кровоточащих эрозий слизистой оболочки желудка как О. тяжелого инфаркта миокарда исключает применение необходимых для его лечения антикоагулянтов и требует назначения средств, повышающих свертываемость крови, которые противопоказаны при инфаркте миокарда.

По отношению к срокам течения основного заболевания различают ранние и поздние О. Ранние О. возникают в остром периоде или начальной стадии заболевания, поздние — на следующих этапах его развития. Например, ранними осложнениями ожоговой болезни (см. Ожоги) могут быть шок, острая Почечная недостаточность, поздними — рубцовые контрактуры (Контрактура) суставов.

Большую группу составляют О., связанные с применяемым лечением, в т. ч. послеоперационные. По данным Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского (1987), ранние послеоперационные О. составляют от 23,5 до 71,2% (при релапаротомиях) и являются основной причиной летальных исходов при острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости. Они бывают обусловлены характером заболевания, возрастом больных, их поздней госпитализацией, тяжелыми сопутствующими заболеваниями и другими причинами. О. могут быть следствием манипуляций, производимых с диагностической или лечебной целью (например, нагноение или кровотечение после пункционной биопсии органов и тканей, пункции полостей). Большое место в клинике занимают О., обусловленные побочным действием лекарственных средств (Побочное действие лекарственных средств), в частности Лекарственная аллергия.

Читать еще:  Какой уровень билирубина при гепатите с показатели

Диагностика О. основывается на интерпретации рассматриваемого патологического процесса и его связи с основным заболеванием в свете изменяющихся подходов к диагнозу основного, конкурирующего, фонового заболевания (см. Диагноз). Осложнение ставится в центре диагностического процесса в тех случаях, когда скрыто протекавшее заболевание впервые проявляется как осложнение. При таких О., как астма, тромбоэмболия, аритмии, плевральный выпот, желудочно-кишечные кровотечение, асцит, портальная гипертензия, спленомегалия, уремия, кома и др., возникает необходимость дифференциальной диагностики основного заболевания, с которым связано данное О. Установить диагноз болезни бывает нелегко, если ее клиническая картина малосимптомна или изменена самим осложнением (например, боли в животе исчезают при возникновении кровотечения из язвы желудка). Некоторые О., особенно утяжеляющие состояние больных, создают объективные трудности при его обследовании, в частности с помощью дополнительных методов. Ранняя диагностика таких грозных послеоперационных О., как гнойно-воспалительные процессы, острая Непроходимость кишечника, несостоятельность швов желудочно-кишечного тракта, затруднена, но может быть осуществлена с помощью своевременных рентгенологических и эндоскопических исследований, повторяемых в процессе наблюдения за больным. Ультразвуковой и ангиографический методы исследования используют для выявления внутрибрюшного кровотечения (Внутрибрюшное кровотечение).

Лечение зависит от характера основного заболевания и особенностей возникшего осложнения. При развитии тяжелого О., угрожающего инвалидизацией или летальным исходом, необходима госпитализация в отделение реанимации либо в учреждение, где может быть оказана специализированная помощь (например, операция эмболэктомии при тромбоэмболии, гемодиализ при острой почечной недостаточности), а также обеспечено поддержание функций жизненно важных органов (например, искусственная вентиляция легких, кардиостимуляиия).

Профилактика О. осуществляется в процессе лечения основной болезни, которое должно быть ранним и полноценным, включать не только адекватную лекарственную терапию или хирургическую операцию, но и назначение рационального двигательного режима, лечебного питания, а также тщательный Уход за больным. Профилактику послеоперационных О. начинают в предоперационном периоде. Она направлена на устранение активных очагов острой инфекции, повышение неспецифической резистеитности организма, улучшение функций сердца у больных с изменениями миокарда (назначение по показаниям сердечных гликозидов, антиаритмических и других средств). В послеоперационном периоде профилактике О. кроме тщательного ухода за больным способствуют коррекция нарушений гомеостаза, лечебная гимнастика, массаж и т.д. Уровень организации работы в лечебном учреждении и специальная подготовка медицинского персонала должны обеспечивать предупреждение внутрибольничной инфекции, психологическую адаптацию больного к диагностическим и лечебным мероприятиям, в частности к оперативному лечению. Для профилактики побочного действия лекарств необходимо избегать полипрагмазии, соблюдать правила рациональной фармакотерапии с учетом индивидуальных особенностей организма, наследственности и возраста.

Прогноз определяется тяжестью как осложнения, так и основного заболевания. Крайне тяжелые О. вызывают несовместимые с жизнью патологические изменения в организме и обязательно приводят к летальному исходу (смертельные О.). Спасение жизни больного даже при очень тяжелых О. стало возможным благодаря применению аппаратов, замещающих утраченные функции (искусственная почка и др.), успехам в области пересадки органов, а также в связи с совершенствованием деятельности отделений интенсивной терапии и реанимации.

Библиогр.: Астапенко В.Г. и Максимов С.С. Ошибки и осложнения в хирургии «острого живота», Минск, 1982, библиогр.; Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней, М., 1987; Крылов А.А. и др. Неотложная гастроэнтерология, Л., 1988; Ранние послеоперационные осложнения в неотложной хирургии, под ред. А.Л. Кузьмичева, М., 1987.

II

общее название присоединившихся к основному заболеванию патологических процессов, не обязательных при данном заболевании, но возникших в связи с ним.

ОСЛОЖНЕНИЕ ОСНОВНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Понятие о симптоме и синдроме. Этапы построения диагноза: анализ и синтез. Дифференциальный диагноз. Виды медицинских диагнозов. Структура диагноза. Категории расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов. Причины диагностических ошибок. Понятие о КИЛИ, ЛКК, КАК.

ЛЕКЦИЯ 1

Учение о диагнозе. Основные понятия.

Этапы построения диагноза: анализ и синтез. Дифференциальный диагноз. Виды медицинских диагнозов. Структура диагноза. Эпикриз.

(доц. Шакирова Ася Закиевна)

Успех работы врача невозможен без высокого профессионализма, способности к логическому и аналитическому мышлению, особенно с учетом того, что в нозологическую номенклатуру входят примерно 20 тыс. болезней и около 100 тыс. симптомов, отражённых в МКБ-10 (международной классификации болезней 10-го пересмотра).

В общей характеристике течения болезни выделяют несколько понятий:

• Нозологическая единица (нозологическая форма)

Симпто́м (от греч. σύμπτομα — случай, совпадение, признак) — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

Симптомы подразделяют на специфические (особенные) — присущие только одному заболеванию, и неспецифические — сопровождающие целый ряд болезней.

Синдро́м (греч. σύνδρομον, σύνδρομο — наравне, в согласии) — совокупность симптомов с общим патогенезом. Устойчивое сочетание симптомов, свойственное данному патологическому процессу (т. е. его внешние проявления), называется синдромом.

НАПРИМЕР: дизентерию можно описать как совокупность синдромов: диспепсии, местно-воспалительный синдрома и интоксикации.

Патологическое состояние — относительно устойчивое отклонение от нормы, выходящее за пределы её вариантов и имеющее отрицательное значение для организма. В этом широком понимании – это болезни, синдромы, аномалии физического и психического развития и т. д.

Нозологическая единица (нозологическая форма) — определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии и патогенеза и (или) характерной клинико-морфологической картины; единица номенклатуры и классификации болезней.

Этапы построения диагноза. Виды медицинских диагнозов.

ДИАГНОЗ И ЕГО СТРУКТУРА

Заключительный клинический и патологоанатомический диагноз (или судебно-медицинский) – обязательная составная часть медицинской документации: карт амбулаторного и стационарного больного, протокола патологоанатомического вскрытия, акта судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа и др. Особое значение отводится своевременностипостановки клинического диагноза.

Диагноз — краткое логически обоснованное врачебное заключение о сущности и характере заболевания (отравления, травмы и пр.), отражающих его нозологию, этиологию, патогенез, морфофункциональные проявления и причину смерти, которые должны быть выражены в терминах, предусмотренных МКБ-10 (Десятый пересмотр), а также действующими классификациями и номенклатурами заболеваний, рекомендованными МЗ РФ и ВОЗ.

В соответствии со стандартом, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (2006), структура диагноза должна включать в себя следующие унифицированные рубрики:

1. Основное заболевание (или комбинированное основное заболевание).

2. Осложнения основного заболевания.

3. Сопутствующие заболевания и их осложнения.

ПРИМЕР (клинический диагноз):

1. Основное заболевание. Ревматический комбинированный митральный порок сердца с преобладанием стеноза (степень стеноза, недостаточности), подострое течение, активность II степени (I 05.0).

2. Осложнение основного заболевания. Недостаточность кровообращения (стадия, функциональный класс).

3. Сопутствующее заболевание. Аденома предстательной железы без стеноза уретры.

ПРИМЕР (патологоанатомический диагноз):

1. Основное заболевание. Ревматический комбинированный митральный порок сердца (стеноз и недостаточность): склероз, деформация и сращение створок мит­рального клапана с преобладанием стеноза, сращение и укорочение сухожильных нитей митрального клапана (диаметр ле­вого атриовентрикулярного отверстия); эксцентрическая гипертрофия миокарда (масса сердца 430 г, толщина стенки левого желудочка 2,5 см, правого – 0,5 см) с выраженной дилятацией полостей сердца (I 05.2) .

2. Осложнения основного заболевания. Хроническое общее венозное полнокровие: бурая индурация лёгких, мускатный фиброз печени, цианотическая индурация почек и селезёнки; двухсторонний гидроторакс (2500 мл), асцит (3000 мл), гидроперикард (250 мл); отёк лёгких и головного мозга.

3. Сопутствующее заболевание. Железисто-кистозная гиперплазия предстательной железы.

ОСНОВНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ

Основное заболевание (основная, первоначальная причина смерти по МКБ-10) – одна или несколько нозологических единиц (заболеваний, травм, реже – синдромов), по поводу которых проводилось обследование и лечение.

В случае летального исхода основное заболевание (в заключительном клиническом и патологоанатомическом диагнозе) – это заболевание (травма), которое само по себе или через тесно связанные с ним осложнения привело больного к смерти.

У лиц пожилого возраста часто имеет место сочетание несколь­ких нозологических единиц, танатологическое значение которых в каждом конкретном случае бывает различным.

При невозможности выделения одного заболевания в качестве ведущего (основного) из двух или более, имеющихся у больного (полипатия), возникает необходимость построения «комбинированного основного заболевания«.

В составе комбинированного основного заболевания нозологи­ческие формы могут выступать как:

а) конкурирующие заболевания;

б) сочетанные заболевания;

в) основное и фоновое заболевания.

КОНКУРИРУЮЩИЕ заболевания объединяют нозологические единицы, которые сами по себе в отдельности могли бы привести к смерти.

ПРИМЕР. Комбинированное основное заболевание (конкурирующие заболевания). а) Кровоизлияние в левое полушарие головного мозга. б) Ишемический некроз тонкой кишки с разлитым фибринозно-гнойным перитонитом.

В отличие от конкурирующих, СОЧЕТАННЫЕ заболевания, взятые в отдельности, не являются смертельными, но, развиваясь одновремен­но, через совокупность общих осложнений приводят к смерти.

ПРИМЕР. Комбинированное основное заболевание (сочетанные заболевания). а) Ревматоидный артрит. б) Хроническая язва 12-перстной кишки.

ФОНОВЫМ заболеванием является нозологическая единица, кото­рая сыграла существенную роль в возникновении и неблагоприятном течении основного заболевания, способствуя развитию смертельных осложнений.

ПРИМЕР. Кровоизлияние в правое полушарие головного мозга. Фоновое заболевание – гипертоническая болезнь.

ОСЛОЖНЕНИЕ ОСНОВНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

К осложнениям основного заболевания относят те нозологи­ческие единицы, синдромы и патологические процессы, которые пато­генетически (непосредственно и опосредованно) связаны с основным заболеванием. При наличии у больного множества осложнений ре­гистрация должна производиться в соответствии с патогенетической и временной последовательностью их развития, а также танатологи­ческого значения. Среди всей группы осложнений требуется выделить одно важнейшее – смертельное осложнение, которое чаще всего фигурирует в диагнозе и выводах как непосредственная причина смерти.

ПРИМЕР. 1. Основное заболевание. Аутоиммунная гемолитическая анемия (анализ крови, данные иммунологического обследования, дата): гиперплазия костного мозга плоских костей, метаплазия и гиперплазия костного мозга трубчатых костей; гемосидероз печени, селезёнки, лимфатических узлов. 2. Осложнения основного заболевания. Хроническое общее малокровие; жировая дистрофия печени и миокарда. Отёк лёгких.

В клинических диагнозах следует представлять развернутую характеристику тяжести (выраженности) той или иной органной недостаточности (кровообращения, печёночной, почечной, дыхательной) в соответствии с принятыми классификациями. Термин «синдром полиорганной недостаточности» требует расшифровки и конкретизации. В патологоанатомическом диагнозе необходимо отражать морфологический субстрат органной недостаточности.

СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Сопутствующие заболевания – это одна или несколько нозологических единиц и синдромов, которые не имеют этиологической или патогенетической связи с основным заболеванием и не играют существенной роли в ге­незе смерти.

ПРИМЕР. Основное заболевание. ВИЧ, стадия 4В (СПИД); (иммуноблот+, номер и дата, иммунный статус, дата): CD4…, CD8…., CD4CD8…). Вторичные заболевания: 1. Двухсторонняя субтотальная пневмоцистная пневмония. 2. Генерализованная цитомегаловирусная инфекция с поражением лёгких и надпочечников. 3. Эрозивно-язвенный эзофагит микотичской этиологии (вид гриба). Осложнение основного заболевания. Двухсторонний фибринозный плеврит. Отёк лёгких и головного мозга. Кахексия. Сопутствующее заболевание. Хронический вирусный гепатит В и С (серологический анализ крови, дата). Наркомания (по данным медицинских документов).

Читать еще:  Почему может быть понижен общий билирубин

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1217 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Причины нарушений в развитии ребенка

Понятие нарушения развития ребенка

В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.

Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.

Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.

С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.

Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).

Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.

Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные причины и факторы, вызывающие нарушения в развитии ребенка

Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.

В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.

Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.

Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.

Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.

Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.

Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.

Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.

Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.

Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.

Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:

  1. Наследственные заболевания
  2. Гормональные нарушения
  3. Психическая травма матери во время беременности
  4. Инфекционные заболевания
  5. Неправильное (недостаточное) питание
  6. Проблемы социального характера
  7. Негативное влияние окружающей среды

Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).

Диагностика нарушения развития ребенка

В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:

Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • повторение одних и тех же действий.

Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.

Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.

Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.

В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:

  1. Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
  2. Дети с задержкой психического развития
  3. Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
  4. Дети с конфликтными переживаниями
  5. Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
  6. Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
  7. Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

9 неочевидных изменений в теле, за которыми могут скрываться опасные болезни

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Порой мы не придаем должного внимания несущественным изменениям, происходящим в нашем теле. «Пройдет», — так рассуждает большинство из нас. Тем не менее иногда за безобидными переменами скрываются первые звоночки опасных недугов.

AdMe.ru беспокоится о своих читателях, поэтому подобрал неочевидные симптомы тяжелых болезней, которые лучше распознать на ранних стадиях и вылечить.

Першение в горле

Обычно мы принимаем першение в горле за признак простуды. Схожие симптомы появляются в результате эндокринных нарушений. Гипотиреоз, или снижение функции щитовидки, провоцирует огрубление голоса. А при гипертиреозе щитовидная железа увеличивается и давит на трахею — возникает першение и ощущение удушья.

Состояние может сопровождаться типичными симптомами ОРВИ: повышением температуры, слабостью, дрожью в конечностях. Обычно простуда проходит за неделю. Если симптомы мучают вас месяц и более, стоит задуматься: проблема глубже, чем кажется.

Сухие потрескавшиеся губы

Губы становятся суше и трескаются не только из-за холодной погоды или ветра. Если вы не можете и часа прожить без специального бальзама, возможно, это дегидратация, или обезвоживание организма. Когда организму не хватает воды, она выводится из наименее важных частей тела (например, губ) и переносится в более важные органы — сердце и мозг.

Это патологическое состояние изменяет метаболизм. С годами человек потребляет меньше жидкости и теряет способность правильно оценивать чувство жажды. Наряду с сухими губами у вас снижен аппетит, появились усталость, головная боль, а посещение уборной случается реже обычного? Это повод задуматься над своим состоянием и, конечно, выпить достаточное количество воды незамедлительно.

Боль в паху

Неприятные болевые ощущения в области паха могут быть абсолютно не связанными с венерическими заболеваниями. Так может проявляться хронический пиелонефрит. Хворь может развиваться в организме несколько лет, не проявляясь, а через какое-то время дать знать о себе довольно специфическими признаками: болями в паху, под ребром, ломотой в суставах и даже рвотой.

Другие симптомы пиелонефрита — боль при мочеиспускании, частые позывы в уборную, боль в спине, повышение температуры. Если вы уже страдали от этого заболевания, в первый год после выздоровления нужно сдавать анализы с периодичностью раз в 3 месяца, чтобы не допустить рецидива.

Горячие суставы

Горячие и опухшие суставы сигнализируют о наличии ревматических заболеваний, таких как подагра или разновидности артрита. Помимо этих признаков характерна гиперемия, то есть покраснение кожных покровов. Симптомы проявляются симметрично: на обеих стопах, кистях рук, коленях или локтях.

Это довольно серьезные изменения в суставах, и чем скорее вы обратитесь к специалисту, тем больше шансов на выздоровление. В противном случае болезнь может быстро развиться, а мышцы — атрофироваться.

Набухание языка

Дело может быть совсем не в острой или кислой пище, а в аллергии. Особенно если вы попробовали какое-то новое блюдо или продукт. Игнорировать этот симптом нельзя: если опухоль перейдет в горло, могут возникнуть проблемы с дыханием. Если помимо набухания языка появляются сыпь, продолжительный кашель или головокружение, незамедлительно обратитесь за помощью.

Мушки перед глазами и гиперемия лица

Мушки перед глазами (а также головная боль и шум в ушах) — характерный симптом гипертонической болезни. Эти симптомы легко перепутать с усталостью или влиянием погоды. По этой причине люди не обращают на них должного внимания, а врачи нередко ставят диагноз, когда болезнь дала о себе знать более явно.

Не упускайте эти неприятные признаки: они (особенно в сочетании) говорят о появлении гипертонии. Узнать показатели кровяного давления нетрудно, выявить болезнь можно даже в рамках профосмотра. А при должном лечении давление можно скорректировать.

Постоянно холодные конечности

Вечно холодные руки и ноги могут скрывать сразу несколько заболеваний. Одно из них — диабет: сосуды поражаются, становятся хрупкими, приобретая склонность к тромбозам. Холодные ноги могут предвещать развитие диабетической стопы.

Другое возможное объяснение — анемия: низкий гемоглобин способствует ухудшению транспортировки кислорода, а это замедляет метаболизм и, соответственно, теплорегуляцию. Схожие процессы происходят и при гипотиреозе. Не стоит гадать, что это, а вот посетить доктора — хорошая мысль.

Уменьшение роста

Уменьшение роста в старости естественно для человека. Подобные изменения в более раннем возрасте могут объясняться развитием сколиоза, остеохондроза или лишним весом. В последнем случае сила тяжести действует на позвоночные диски и уменьшает их. Цена лишних 10 кг — 1 см роста.

Еще одна причина — отсутствие тонуса мышц спины: позвоночник не поддерживается и не растягивается, а значит, не разгружается. Не хотите терять ценные сантиметры — давайте мышцам нагрузку, будь то занятия в зале или регулярные пешие прогулки.

Читать еще:  Почему болит печень после еды возможные причины дискомфорта

Черные подмышки

Акантозис нигриканс, или черный акантоз, — состояние кожи, когда некоторые ее участки темнеют. Чаще всего кожа меняет цвет в складках тела: в подмышках, паху, также могут поражаться шея, пальцы. Кожные покровы в этих местах не только темнеют, но становятся грубее и чешутся.

Это один из неочевидных симптомов диабета 2-го типа. Кстати, как и продолжительный послеобеденный сон. Японские ученый выяснили: те, кто любит поспать после обеда часок-другой, почти вдвое чаще страдают от диабета 2-го типа. О наличии диабета могут говорить также онемение конечностей, неутолимая жажда, длительное заживление царапин. При наличии нескольких признаков не стоит испытывать судьбу — проверьте здоровье.

Бонус: указательный палец короче безымянного

Пальцевый индекс, или 2D:4D Digit Ratio, показывает разницу длины безымянного и указательного пальцев и позволяет определить предрасположенность к некоторым опасным болезням. Низкий пальцевый индекс (безымянный палец длиннее указательного) вдвое увеличивает вероятность возникновения остеоартрита, особенно у женщин. Причина — в сниженной концентрации эстрогена, отсутствие физической нагрузки усугубляет проблему.

Низкий пальцевый индекс у мужчин свидетельствует о повышенном риске развития рака простаты. Помимо этого, он может говорить о склонности к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Для определения индекса пальцы измеряют от косточки до кончика, но в домашних условиях это проблематично: ученые используют для этого штангенциркуль или специальный сканер, после чего длина указательного пальца делится на длину безымянного. Измерения линейкой не отличаются точностью.

Обращайте внимание на эти симптомы и держите здоровье под контролем!

Поствакцинальные осложнения

Поствакцинальные осложнения – различные стойкие или тяжелые нарушения здоровья, развившиеся вследствие проведения профилактической вакцинации. Поствакцинальные осложнения могут быть местными (абсцесс в месте инъекции, гнойный лимфаденит, келоидный рубец и др.) или общими (анафилактический шок, БЦЖ-инфекция, энцефалит, менингит, сепсис, вакцино-ассоциированный полиомиелит и др.). Диагностика поствакцинальных осложнений основана на анализе клинических данных и их связи с недавно проведенной прививкой. Лечение поствакцинальных осложнений должно включать этиотропную, патогенетическую и симптоматическую общую и местную терапию.

Общие сведения

Поствакцинальные осложнения – патологические состояния, имеющие причинную связь с профилактической прививкой, нарушающие состояние здоровья и развитие ребенка. Проведение профилактической вакцинации в педиатрии направлено на формирование протективного иммунитета, не позволяющего развиться инфекционному процессу при повторном контакте ребенка с патогенном. Кроме индивидуального типоспецифического иммунитета, массовая вакцинация детей преследует цель создания коллективного (популяционного) иммунитета, призванного прекратить циркуляцию возбудителя и развитие эпидемий в обществе. С этой целью в России принят Национальный календарь профилактических прививок, регламентирующий перечень, сроки и порядок проведения обязательной и дополнительной вакцинации детей от рождения и до совершеннолетия.

В некоторых случаях у ребенка возникает неожидаемый, патологический ответ организма на вакцинацию, который расценивается как поствакцинальное осложнение. Частота поствакцинальных осложнений сильно варьируется в зависимости от вида прививки, используемых вакцин и их реактогенности. Согласно имеющимся в литературе данным, «лидером» по развитию поствакцинальных осложнений является прививка против коклюша, дифтерии и столбняка – частота осложнений составляет 0,2-0,6 случаев на 100 тыс. привитых. При вакцинации против полиомиелита, против кори, против паротита нежелательные последствия наступают в 1 и менее случае на 1 млн. вакцинированных.

Причины поствакцинальных осложнений

Возникновение поствакцинальных осложнений может быть связано с реактогенностью препарата, индивидуальными особенностями организма ребенка, ятрогенными факторами (техническими погрешностями и ошибками при проведении иммунизации).

Реактогенные свойства той или иной вакцины, т. е способность при введении в организм вызывать поствакцинальные реакции и осложнения, зависят от ее компонентов (бактериальных токсинов, консервантов, стабилизаторов, растворителей, адъювантов, антибиотиков и др.); иммунологической активности препарата; тропности вакцинных штаммов к тканям организма; возможного изменения (реверсии) свойств вакцинного штамма; контаминации (загрязнения) вакцины посторонними веществами. Различные вакцины значительно отличаются по количеству и тяжести побочных реакций; наиболее ректогенными из них считаются БЦЖ и АКДС-вакцины, наименее «тяжелыми» — препараты для прививок против полиомиелита, против гепатита В, против паротита, против краснухи и др.

Индивидуальные особенности организма ребенка, обусловливающие частоту и тяжесть поствакцинальных осложнений, могут включать фоновую патологию, обостряющуюся в постпрививочном периоде; сенсибилизацию и изменение иммунной реактивности; генетическую предрасположенность к аллергическим реакциям, аутоиммунной патологии, судорожному синдрому и пр.

Как показывает практика, частой причиной поствакцинальных осложнений выступают ошибки медицинского персонала, нарушающего технику прививки. К их числу может относиться подкожное (вместо внутрикожного) введение вакцины и наоборот, неправильное разведение и дозировка препарата, нарушение асептики и антисептики при проведении инъекции, ошибочное использование в качестве растворителей других лекарственных веществ и т. д.

Классификация поствакцинальных осложнений

К числу патологических состояний, сопровождающих вакцинальный процесс, относятся:

  • интеркуррентные инфекции или хронические заболевания, присоединившиеся либо обострившиеся в поствакцинальном периоде;
  • вакцинальные реакции;
  • поствакцинальные осложнения.

Повышенная инфекционная заболеваемость в поствакцинальном периоде может быть обусловлена совпадением болезни и прививки во времени либо транзиторным иммунодефицитом, развивающимся после вакцинации. В этот период у ребенка может возникать ОРВИ, обструктивный бронхит, пневмония, инфекции мочевыводящих путей и др.

К вакцинальным реакциям относятся различные нестойкие расстройства, возникающие после прививки, сохраняющиеся кратковременно и не нарушающие жизнедеятельность организма. Поствакцинальные реакции однотипны по клиническим проявлениям, обычно не нарушают общего состояния ребенка и проходят самостоятельно.

Местные вакцинальные реакции могут включать гиперемию, отек, инфильтрат в месте инъекции и пр. Общие вакцинальные реакции могут сопровождаться повышением температуры, миалгией, катаральными симптомами, кореподобной сыпью (после вакцинации против кори), увеличением слюнных желез (после вакцинации против паротита), лимфаденитом (после вакцинации против краснухи).

Поствакцинальные осложнения делятся на специфические (вакциноассоциированные заболевания) и неспецифические (чрезмерно сильные токсические, аллергические, аутоиммунные, иммунокомплексные). По выраженности патологического процесса поствакцинальные осложнения бывают местными и общими.

Характеристика поствакцинальных осложнений

Чрезмерные по силе токсические реакции расцениваются как поствакцинальные осложнения, если развиваются в первые трое суток после вакцинации, характеризуются выраженным нарушением состояния ребенка (подъемом температуры выше 39,5°С, ознобами, вялостью, нарушением сна, анорексией, возможно – рвотой, носовыми кровотечениями и др.) и сохраняются в течение 1-3 суток. Обычно такие поствакцинальные осложнения развиваются после введения АКДС, Тетракока, живой коревой вакцины, противогриппозных сплит-вакцин и др. В отдельных случаях гипертермия может сопровождаться кратковременными фебрильными судорогами и галлюцинаторным синдромом.

Поствакцинальные осложнения, протекающие в форме аллергических реакций, делятся на местные и общие. Критериями локального поствакцинального осложнения выступает гиперемия и отек тканей, которые распространяются за область ближайшего сустава либо на площадь более 1/2 анатомической зоны в месте введения вакцины, а также гиперемия, отек и болезненность, сохраняющиеся свыше 3-х дней не зависимо от размеров. Наиболее часто местные аллергические реакции развиваются после введения вакцин, содержащих сорбент гидроксид алюминия (АКДС, Тетракок, анатокисны).

К поствакцинальным осложнениям с аутоиммунным механизмом развития относятся поражения центральной и периферической нервной системы (поствакцинальный энцефалит, энцефаломиелит, полиневрит, синдром Гийена-Барре), миокардит, ювенильный ревматоидный артрит, аутоиммунная гемолитическая анемия, системная красная волчанка, дерматомиозит, склеродермия и др.

Своеобразным посвакцинальным осложнением у детей первого полугодия жизни является пронзительный крик, имеющий упорный (от 3 до 5 часов) и монотонный характер. Обычно пронзительный крик развивается после введения коклюшной вакцины и обусловлен связанным с этим изменением микроциркуляции в головном мозге и острым приступом внутричерепной гипертензии.

Наиболее тяжелые по своему течению и последствиям поствакцинальные осложнения представляют так называемые вакциноассоциированные заболевания – паралитический полиомиелит, менингит, энцефалит, клиническая симптоматика которых не отличается от таковых заболеваний с другим механизмом возникновения. Вакциноассоциированные энцефалиты могут развиваться после вакцинации против кори, против краснухи, АКДС. Доказана вероятность заболевания вакциноассоциированным менингитом после получения прививки против эпидемического паротита.

Поствакцинальные осложнения после введения вакцины БЦЖ включают локальные поражения, персистирующую и диссеминированную БЦЖ-инфекцию. В числе локальных осложнений наиболее часто встречаются подмышечный и шейный лимфадениты, поверхностные или глубокие язвы, холодные абсцессы, келоидные рубцы. Среди диссеминированных форм БЦЖ-инфекции описаны остеиты (оститы, остеомиелиты), фликтенулезные конъюнктивиты, иридоциклиты, кератиты. Тяжелые генерализованные поствакцинальные осложнения обычно возникают у детей с иммунодефицитом и нередко заканчиваются летальным исходом.

Диагностика поствакцинальных осложнений

Поствакцинальное осложнение может быть заподозрено педиатром на основании появления в разгар вакцинального процесса тех или иных типичных клинических признаков.

Обязательным для дифференциальной диагностики поствакцинальных осложнений и осложненного течения вакцинального периода является лабораторное обследование ребенка: общий анализ мочи и крови, вирусологические и бактериологические исследования крови, мочи, кала. Для исключения внутриутробных инфекций (цитомегалии, герпеса, хламидиоза, токсоплазмоза, микоплазмоза, краснухи и др.) у детей первого года жизни используются методы ИФА, ПЦР, РНГА, РСК и др. Биохимический анализ крови позволяет исключить судорожные состояния, обусловленные снижением уровня кальция при рахите и спазмофилии; гипогликемией при сахарном диабете.

По показаниям (при признаках поражения ЦНС) назначается люмбальная пункция с исследованием ликвора, проводится электроэнцефалография и электромиография, нейросонография, МРТ головного мозга. Дифференциальная диагностика поствакцинальных осложнений в этих случаях осуществляется с эпилепсией, гидроцефалией, опухолями мозга и пр.

Диагноз поствакцинального осложнения устанавливается только после того, как исключаются все другие возможные причины нарушения состояния ребенка.

Лечение поствакцинальных осложнений

В рамках комплексной терапии поствакцинальных осложнений проводится этиотропное и патогенетическое лечение; организуется щадящий режим, тщательный уход и рациональная диета. С целью лечения локальных инфильтратов назначаются местные мазевые повязки и физиотерапия (УВЧ, ультразвуковая терапия).

При выраженной гипертермии показано обильное питье, физическое охлаждение (обтирания, лед на голову), жаропонижающие препараты (ибупрофен, парацематол), парентеральное введение глюкозо-солевых растворов. При аллергических поствакцинальных осложнениях объем помощи диктуется тяжестью аллергической реакции (введение антигистаминных препаратов, кортикостероидов, адреномиметиков, сердечных гликозидов и пр.).

В случае поствакцинальных осложнений со стороны нервной системы назначается посиндромная терапия (противосудорожная, дегидратационная, противовоспалительная и т. п.). Лечение поствакцинальных БЦЖ-осложнений проводится с участием детского фтизиатра.

Профилактика поствакцинальных осложнений

Профилактика поствакцинальных осложнений предусматривает комплекс мероприятий, среди которых первое место занимает правильный отбор детей, подлежащих вакцинации, и выявление противопоказаний. С этой целью проводится предвакцинальный осмотр ребенка педиатром, при необходимости – консультации детских специалистов, наблюдающих ребенка по основному заболеванию (детского аллерголога-иммунолога, детского невролога, детского кардиолога, детского нефролога, детского пульмонолога и др.). В поствакцинальном периоде за привитыми детьми должно быть организовано наблюдение. Важное значение имеет соблюдение техники иммунизации: к проведению вакцинации детей должен допускаться только опытный, специально обученный медперсонал.

Детям, перенесшим поствакцинальное осложнение, вакцина, вызвавшая реакцию, больше не вводится, однако в целом плановая и экстренная иммунизация не противопоказаны.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×